Потребительная ценность швейных изделий, как и любого товара, определяется комплексом свойств, удовлетворяющих различные требования потребителей. Для потребителя важно, чтобы одежда была прочной, гигиеничной, удобной и красивой. В настоящее время разнообразие выпускаемых материалов и высокоразвитая технология швейного производства позволяют создавать изделия практически с любыми заданными свойствами.
Все требования, предъявляемые к одежде, условно можно разделить на три группы: эстетические, гигиенические и эксплуатационные (определяющие срок службы). Одежда удовлетворяет той или иной группе требований благодаря своим свойствам. Так, одежда удовлетворяет гигиеническим требованиям тогда, когда она имеет хорошие теплоизоляционные свойства, достаточные гигроскопичность, паро- и воздухопроницаемость. Эксплуатационным требованиям одежда отвечает, когда имеет высокую износостойкость, а эстетическим - при выборе удачных материалов, композиции элементов формы, сочетаний цвета и т. д.
Эстетические требования к одежде. Одежда для человека имеет немаловажное значение, она создает определенный его внешний облик. Художественность выполнения в ряде случаев для одежды является основным требованием.
На эстетические требования к одежде большое влияние оказывают современная мода и стиль. Стиль - исторически сложившаяся устойчивая общность системы средств и приемов художественной выразительности в искусстве, архитектуре и оформлении предметов потребления, в том числе и одежды. Художественный стиль охватывает сравнительно длительные этапы развития, человеческого общества и отражает художественный вкус целой эпохи, а поэтому он определяет коренные изменения внешних форм предметов быта и одежды*. Частичные изменения в эстетическом оформлении одежды в пределах данного стиля относятся к моде. Мода в одежде - непродолжительное «господство» в определенной общественной среде тех или иных вкусов по отношению к внешнему оформлению одежды.
* Слово «стиль» применяется иногда и в другом значении, когда дается определение характера композиции изделия, ее эмоциональная оценка - одежда делового стиля, спортивного, романтического, инфантильного, женственно элегантного и др.
Современный внешний вид одежда приобретает благодаря созданию моделей, отвечающих представлениям о красоте ее формы, цветовом решении и композиции на данный период. Объемно-пространственная форма одежды сложна. Она характеризуется линиями, размерами и пропорциями элементов и всего изделия. Общий контур, внешнее очертание изделия создает силуэт изделия. Объемно-пространственную форму одежды наиболее полно характеризуют два силуэта - фронтальный и профильный.
Силуэт характеризуется степенью прилегания изделия к фигуре по линии талии, высотой и шириной плеча, оформлением линии низа и покроем рукава.
По степени прилегания к фигуре по линии талии различают четыре основных силуэта: плотноприлегающий, полуприлегающий, прямой и свободный (рис. 35). Силуэт является одним из важнейших элементов художественного оформления изделия, причем элементом, самым подвижным в отношении моды. Любое сколько-нибудь крупное изменение моды касается прежде всего изменения силуэта, а затем уже более мелких элементов - положения линии талии, высоты плеча, длины изделия, длины рукава и т. д.
Рис. 35. Виды силуэтов: 1-4 - женская одежда полуприлегающего, прямого, свободного (трапеция) и плотнооблегающего силуэтов; 5-6 - мужские пиджак и пальто полуприлегающего и прямого силуэтов.
Впечатление от одежды, т. е. ее эмоциональная оценка, определяется не только ее объемно-пространственной формой, но и тем, как эта форма решена, - ее композицией.
Главное в создании композиции одежды - добиться гармоничного сочетания элементов объема, цвета, материалов, отделки. Композиция создает зрительно воспринимаемый образ одежды и может иметь разный характер - строгий, веселый, деловой, торжественный, праздничный, официальный. Так, для одежды деловой, официальной характерны симметричное расположение деталей, вертикальные или горизонтальные прямые подчеркнутые линии, равномерный ритм в расположении деталей, отделки. Одежда праздничная, нарядная часто имеет плавные асимметричные линии, контрастное расположение объемов, контрастное сочетание цветов.
Все многообразие композиционных решений формы можно объединить в две группы - одежда строгой формы и одежда формы фантази (рис. 36). Для одежды строгих форм характерны прямые, сдержанные линии, минимум отделки, совпадение декоративных линий с конструктивными - линиями середины переда, спинки, бокового шва и проймы.
Рис. 36. Одежда строгой формы и фантази: 1 - куртка мужская строгой формы; 2 - куртка мужская форма фантази (полочки выполнены с подрезами, в которых помещены карманы); 3 - женское платье строгой формы; 4, 5, 6 - женские платья формы фантази; 4 - рукав цельнокроеный, 5 - рельефы - вытачки от проймы, 6 - рукав реглан, декоративные складки и строчки.
Для одежды формы фантази характерны разнообразные оригинальные сечения, асимметрия, различный ритм отделки, наличие декоративных линий, не совпадающих с конструктивными. В пределах одного силуэта форма одежды может быть разработана по-разному - варьируют размеры и формы воротника, лацканов, манжет, выявляются рельефы по контурам деталей, линии талии, меняются формы кокеток, складок. Варианты разнообразных сочетаний линий конструктивных и декоративных неисчерпаемы и меняются с изменением моды Подобная разработка формы называется фасоном.
Гигиенические требования к одежде. Человеческий организм очень чувствителен к изменению условий пододежного микроклимата, а поэтому к швейным изделиям предъявляются высокие гигиенические требования: они должны поддерживать температуру тела на постоянном уровне, выводить в окружающую среду излишнее количество углекислоты и паров воды, не затруднять дыхания и кровообращения, не повреждать кожных покровов, а материалы, из которых они изготовлены, не должны оказывать вредного или неприятного воздействия на кожу и весь организм в целом.
Для того чтобы удовлетворить этим требованиям, одежда должна иметь ряд свойств, основными из которых являются способность к теплоизоляции, проницаемость, сорбционные свойства и электризуемость. Большинство из перечисленных свойств одежды полностью определяется свойствами материалов, из которых она изготовлена (проницаемость для паров воды, воздуха, газов, пыли и света, гигроскопичность, способность адсорбировать твердые и жидкие вещества, электризуемость).
Ряд свойств, например способность к теплоизоляции, зависит как от свойств материалов, так и от конструкции одежды. Количество тепла, уходящего из-под одежды или получаемого человеком извне, будет зависеть при прочих равных условиях от того, из скольких слоев материалов состоит одежда, от величины воздушных прослоек между этими слоями и телом, от наличия преград в виде воротников, шарфов, манжет, поясов или, наоборот, от величины выреза горловины, ширины рукава и т. п.
Создание нормальных условий для дыхания и кровообращения зависит от соответствия изделия форме и размерам тела, что определяется правильным выбором прибавок на свободное облегание, расчетами и построением чертежей при конструировании одежды. При движении форма и размеры мышц тела человека изменяются. Следовательно, если одежда будет рассчитана на форму и размеры тела в состоянии покоя, в котором снимаются измерения, то в условиях эксплуатации такая одежда будет стеснять дыхание, затруднять кровообращение, стягивая тело в отдельных участках.
На гигиеническую оценку одежды оказывают влияние цвет и вес изделия, пылеемкость и электризуемость. Известно, что если белый цвет почти полностью (до 98%) отражает световой поток, то черный - до 99,5% поглощает его, что оказывает большое влияние на процесс теплоизоляции.
Современная теплозащитная одежда представляет собой сложную конструкцию, состоящую из нескольких слоев и обладающую значительным весом. Так, например, комплект мужской зимней одежды 48 размера третьего роста весит 9-10 кг и состоит в среднем из 10 слоев (нижнее белье, сорочка, свитер, костюм и зимнее пальто).
На пылеемкость одежды оказывают влияние характер поверхности ткани, вид волокна и конструкция одежды. Гладкие блестящие ткани меньше задерживают на своей поверхности пыль. Изделия, имеющие минимальное количество швов, рельефов, складок, также меньше запыляются. На загрязнение одежды воздействует и электризуемость тканей: частички пыли, имеющие заряд, противоположный заряду ткани, притягиваются и удерживаются на ее поверхности.
Эксплуатационные требования к одежде. Одним из важных потребительских требований, предъявляемых к одежде, является достаточная продолжительность срока эксплуатации изделия или величина срока его службы. Срок службы зависит от стойкости одежды к физическому износу и ряда других факторов. Физический износ представляет собой видимое разрушение или ухудшение свойств изделия в результате действия различных факторов - механических (трение, изгиб, кручение, растяжение), физико-механических (воздействие солнечного света, окислителей, щелочей, кислот, воды, температуры), биологических (действие микроорганизмов).
Чаще всего физический износ одежды наступает в результате комплексного воздействия нескольких факторов (трение в сочетании с воздействием солнечного света, кислорода воздуха, влаги и т. д.), степень влияния которых зависит от назначения и условий эксплуатации.
Стойкость изделий к физическому износу зависит от свойств материалов, из которых изготовлено изделие, от способов соединения деталей (ниточное, клеевое, сварное), правильности соблюдения технологических режимов обработки, интенсивности пользования, условий носки и ухода за изделием. На срок службы одежды влияет и сохранение изделием формы в процессе эксплуатации. Изделия, объемная форма деталей которых получена путем пластического формования (тепловая обработка увлажненной ткани), чаще теряют форму при воздействии влажности, давления, смятия и труднее восстанавливаются. Объемные формы, полученные путем механического формования (вытачками, рельефами) легко восстанавливаются с помощью обычной утюжки.
На срок службы, кроме стойкости к физическому износу, влияет и удобство пользования одеждой (удобство ее надевать, снимать, застегивать, чистить, гладить, ремонтировать, изменять размеры и т. п.). Удобство надевать, снимать, застегивать определяется длиной и шириной изделия, наличием, формой и расположением застежки, карманов, пояса, хлястиков, манжет и других деталей. Так, для удобства пользования рабочей одеждой карманы должны располагаться в легко доступном месте, а длина прорези входа в карман быть достаточно большой. Одежда для повседневной носки не должна иметь застежек с большим количеством мелких пуговиц и петель. Тяжелую длинную одежду (пальто, шубы) в этих же целях проектируют распашной с застежкой спереди. Длина сорочки или блузки должна быть не менее чем на 20 см ниже линии талии, чтобы при подъеме руки сорочки и блузки не выдергивались из-под пояса юбки или брюк.
Прекращение срока службы может наступить и в том случае, если эстетические свойства изделия на данном этапе времени перестают оцениваться как полноценные. Это происходит при изменении моды, когда меняются критерии оценки объемно-пространственной формы одежды (силуэта, длины, пропорций), цвета и фактуры материалов. В подобном случае наступает так называемый «моральный» износ. Воздействию морального износа больше всего подвержена одежда сложных форм с ярковыраженными модными деталями, особенно женское легкое платье, затем верхняя женская и мужская одежда, меньше - домашняя, спортивная, ведомственная, рабочая и другие виды одежды. Поэтому требования потребителей в отношении срока службы часто сводятся не к максимальному, а оптимальному, когда сроки физического и морального износа совпадают.