Рис. IV-2. Схема расположения швейной нитки относительно ушка иглы.
Раскручивание швейных ниток при работе швейной машины происходит неравномерно. Наибольшее раскручивание наблюдается около сшиваемого материала и незначительное около регулятора натяжения нитки. Около сшиваемого материала на верхней нитке остается только около трети витков крутки. Это тем более опасно, что при подходе к материалу швейная нитка движется с большой скоростью и в процессе оборудования стежка один и тот же ее участок около 40 раз проходит через ушко иглы и вокруг челнока. Кроме того, составляющие нити раскручивающейся нитки имеют неодинаковую длину и при затягивании стежка, более короткая нить воспринимает все усилия и обрывается, а затем обрывается и вся нитка. Поэтому нитки левой крутки S, где раскручивание происходит особенно сильно, обрываются неровно, в то время как в нитках правой крутки Z, где нитка раскручивается в процессе шитья по сравнению с нитками левой крутки значительно меньше, обрываются все составляющие одновременно.
Швейные нитки, раскручивающиеся в процессе работы швейной машины, теряют частично поверхностную отделку, делаются более рыхлыми. Коэффициент трения между ниткой, потерявшей часть крутки, и сшиваемым материалом и иглой увеличивается. Все это приводит к тому, что в швейных нитках возникают дополнительные напряжения, которые также уменьшают ее прочность. Особенно сильно сказывается разница в обрывности ниток правой и левой крутки при повышении скоростных режимов работы швейной машины.
Анализ кривых, приведенных на рис. IV-3, показывает, что с увеличением скоростного режима работы машины обрывность ниток левой крутки как в три, так и в шесть сложений резко превышает обрывность ниток правой крутки.
При выполнении машиной процесса стежкообразования между иглой 1 (рис. IV-4, а) и игольной нитью 2 (при движении иглы по направлению выхода из материала) образуется зазор 3 (или петля-напуск), в который должен проходить носик челнока 4 (или петлителя на машинах цепного стежка). Эта петля-напуск должна располагаться перпендикулярно к дну паза S иглы (рис. IV-4, б), так как только в этом случае величина зазора может быть наибольшей. Образование петли-напуска происходит главным образом благодаря упругости нитки, однако, на этот процесс оказывает влияние раскручивание ниток при шитье и уравновешенность их по крутке. При раскручивании нитки крутки S петля напуска в момент ее образования поворачивается влево, что ухудшает условия попадания носика челнока в эту петлю. При работе машины нитками крутки Z поворота петли не происходит и для прохода носика челнока образуется зазор, величина которого в 1,5 раза больше, чем при работе нитками крутки S. На величину этого зазора влияет также уравновешенность швейных ниток по крутке. Если нитка не уравновешенная по крутке, петля игольной нитки не располагается в требуемом положении, а отклоняется на какой-то угол (рис. IV-4, б) и может так сильно отклониться, что величина зазора (или петли) окажется недостаточной для захвата ее носиком челнока. В результате образуются пропуски стежков. Направление отклонения петли нитки зависит от направления окончательной крутки. Нитки крутки S отклоняются справа налево, а нитки крутки Z—слева направо.
Рис. IV-3. Изменение обрывности игольной нитки на машине 22-А кл. в зависимости от скорости работы машины и направления крутки ниток.