Костюмные ткани предназначаются в основном для мужских костюмов строгой формы. Они должны быть устойчивы, хорошо сохранять приданную форму, не сминаться и не растягиваться. Особая мягкость и тем более драпируемость для костюмных тканей не требуется. В соответствии с этим костюмные ткани вырабатываются в большинстве случаев из крученой пряжи со значительной плотностью и весом; они выпускаются гладкокрашеными, меланжевыми и пестроткаными в полоску или мелкую клетку.
Шерстяные ткани. Для гражданских костюмов в основном применяют шерстяные и полушерстяные гребенные и тонкосуконные ткани. Достаточно устойчивые костюмные ткани получаются из гребенной основы и аппаратного утка. Лучше всего сохраняют форму изделия из чистошерстяных тканей, а также тканей, содержащих волокна лавсана. Наличие синтетических волокон повышает износоустойчивость тканей, но затрудняет процессы влажно-тепловой обработки (см. стр. 233).
Костюмные ткани бывают гладкие, одноцветные (бостон, креп, шевиот) и структурные пестротканые (трико и ткани, выпускаемые под названием костюмных). Удельный вес структурных пестротканых тканей сейчас значительно больше, чем гладких, одноцветных. Эти соотношения однако могут меняться в зависимости от моды.
Бостоны — чистошерстяные гребенные ткани из крученой пряжи толщиной 31x2 текс (№ 32/2) в основе и в утке, они вырабатываются саржевым переплетением, равноплотными из тонкой шерсти с линейным заполнением около 100% и из полутопкой с заполнением 80—85%; вес 1 м2 бостонов равен 300—350 г. Это упругие, устойчивые ткани, сравнительно хорошо поддаются влажно-тепловой обработке, но в процессе носки на них легко образуются ласы. Для костюмов они чаще окрашиваются в темные цвета.
Крепы — мягкие, чистошерстяные гребенные ткани из пряжи толщиной 22,2 текс×2, 31,3 текс×2 (№ 32/2—45/2), с неотчетливым, несколько скрытым валкой, рисунком крепового переплетения; вес 1 м2 крепов 290—340 г; они используются для костюмов высшего качества и выпускаются чаще всего окрашенными В черный цвет.Шевиоты — недорогие полушерстяные ткани, бывают гребенные и тонкосуконные. Гребенные шевиоты вырабатывают из полугрубой шерсти, содержание которой от веса ткани не превышает 60—66%. Пряжа используется неоднородная, скрученная из хлопчатобумажных или штапельных нитей толщиной 20,8 текс, и шерстяных толщиной 41,6 текс (№ 24/48). Благодаря тому что шерстяная нить толще, она закрывает более тонкие нити. Вес 1 м2 гребенных шевиотов 300—400 г. В большинстве случаев это ткани, имеющие линейное заполнение по основе 80—90%, по утку — 60—70%. Шевиоты обычно вырабатывают саржевым переплетением и окрашивают в черный или темные цвета. Благодаря применению полугрубой шерсти и значительной плотности ткань получается прочной, жесткой и довольно упругой. В пошиве шевиоты вызывают затруднения из-за значительной осыпаемости и плохой усадки при сутюживании.
Тонкосуконные шевиоты вырабатывают с незначительной валкой, оставляющей рисунок саржевого переплетения почти открытым; они имеют несколько ворсистую поверхность. Их вырабатывают смешанными, с добавлением хлопка и химических волокон, а также с хлопчатобумажной основой. Используется аппаратная пряжа толщиной 83—143 текс (№ 7—12). Содержание шерсти колеблется от 25 до 50%, вес 1 м2— 310—380 г. Тонкосуконные шевиоты — ткани менее упругие, легко поддающиеся растяжению, особенно по диагонали. Недостаточная упругость и большая растяжимость шевиотов приводит к тому, что в носке изделия из них с течением времени теряют форму. Тонкосуконные шевиоты чаще используют для форменной одежды железнодорожников, вахтеров и т. п.
Мужские костюмы из тонкосуконного шевиота, требующие для хорошей выделки упругих тканей, не имеют нужной устойчивости и быстро теряют внешний вид.
Трико и ткани, числящиеся в прейскуранте под названием костюмных, представляют собой очень большую и разнообразную группу как по структуре, так и по сырьевому составу: они могут быть чистошерстяными и полушерстяными гребенными и тонкосуконными.
Трико и костюмные ткани вырабатывают с различными пестроткаными эффектами — в полоску, в мелкую клетку, из пряжи, скрученной из разноцветных нитей, из меланжевой пряжи. Если ткань одноцветная, то полоски или любой другой рисунок создают переплетением.
Чистошерстяные гребенные трико и костюмные ткани вырабатывают из тонкой и полутонкой шерсти и представляют собой ткани высокой добротности, плотные, устойчивые, используемые для мужских костюмов высшего качества. Большинство этих тканей вырабатывают комбинированным переплетением из крученой пряжи толщиной 19—31,3 текс×2 (№ 32/2—52/2) в основе или в обоих системах; вес 1 м2 этих тканей — 300—350 г.
Для женских костюмов и летних мужских костюмов выпускают облегченные костюмные ткани, часто вырабатываемые полотняным переплетением, весом 1 м2 250—290 г.
Полушерстяные гребенные трико широко используются для массового изготовления костюмов. Они вырабатываются из смешанной пряжи с добавлением вискозного и лавсанового или нитронового штапельного волокна, а также с добавлением неоднородных нитей шерстяных или смешанных, скрученных с хлопкобумажной штапельной пряжей или комплексными нитями.
Тонкосуконное трико и костюмные ткани вырабатывают обычно полушерстяными с различным содержанием полутонкой и полугрубой шерсти из пряжи, смешанной одинарной толщиной 55—111 текс (№ 9—18) или крученой толщиной 50×2—83 текс×2(№ 12/1—20/2), а также неоднородной, вприкрутку с хлопчатобумажной пряжей и комплексными нитями. Вес 1 м2 тонкосуконных тканей трико колеблется от 300—400 г. Ряд этих тканей выпускается из более тонкой крученой пряжи повышенной крутки толщиной 41,6 текс×2 (№ 24/2) или вприкрутку с комплексными нитями толщиной 42×17 текс (№ 24/60), имитируют гребенные и внешне от них мало отличаются. Часто для тонкосуконных трико применяется пряжа фасонной крутки и пряжа с яркими разноцветными непсами. Тонкосуконные трико — ткани более рыхлые и толстые, чем гребенные, они легче растягиваются и быстрее деформируются в изделиях. Тонкосуконные трико легче формуются, чем гребенные, но приданную форму удерживают хуже. Наличие полосок и клеток требует особого внимания при настиле и раскрое такого рода тканей, так как малейший перекос портит внешний вид изделия. Поэтому расход ткани на изделие несколько увеличивается.Сукна представляют собой однослойные ткани полотняного, реже саржевого переплетения, сильно уваленные, с войлокообразным застилом на поверхности, полностью закрывающим рисунок переплетения нитей. Сукна должны быть устойчивыми и упругими; используются они в основном для форменной одежды. Выпускаются сукна преимущественно гладкокрашеными.
Чистошерстяные сукна вырабатывают в сравнительно ограниченном ассортименте из пряжи толщиной 66—111 текс (№ 9—15) и весом 1 м2 350—450 г. Применяются они в основном для военной форменной одежды — мундиров, кителей. Более тонкие сукна весом 1 м2 до 330 г используются для кантов. Сукна благодаря войлокообразному застилу имеют поверхность матовую, исключение составляет кастор, обладающий благодаря начесанному и запрессованному ворсу блестящей поверхностью.
Полушерстяные сукна с хлопчатобумажной основой (б/о) вырабатываются с большей плотностью по утку, благодаря чему в хорошо уваленных сукнах хлопчатобумажные нити совсем не видны и делаются заметными только после длительной носки. Полушерстяные сукна широко используются для ведомственной форменной одежды и школьной формы мальчиков.
Хлопчатобумажные ткани. Хлопчатобумажные ткани, используемые для костюмов, отнесены по прейскуранту к группе одежных гладкокрашеных и меланжево-пестротканых. Часть этих тканей продолжают выпускать из хлопчатобумажной кардной пряжи толщиной 25—29 текс (№ 34—40), 42—62 текс (№ 24—16), одинарной и крученой. Однако все большее количество тканей новых артикулов появляется из смешанной пряжи с вискозным, капроновым, лавсановым и нитроновым штапелем. Так как от костюмных тканей требуется устойчивость к сохранению формы и прочность в носке, их вырабатывают со значительной плотностью (по основе 60—100%, по утку 40—80%) и весом I м2 200—350 г. К ним относятся меланжевые и пестротканые ткани типа трико, используемые для дешевых летних костюмов и брюк-одиночек, диагональ меланжевая, применяемая для шаровар и гимнастерок, диагональ и репс гладкокрашеные — для специальной и форменной одежды.
Трико относятся к наиболее добротным тканям этой группы, обычно они имеют крученую пряжу в основе, а многие из них и в утке. Как и при выработке шерстяных трико, часто используется двухцветная крученая пряжа, делаются просновки из цветных нитей, применяются различные комбинированные и производные саржевые переплетения. Многие трико, особенно из смешанной с синтетическими волокнами пряжи, имеют красивый внешний вид, достаточно устойчивы и малосминаемы. Благодаря малой растяжимости трико хорошо настилаются, наличие полосок и клеток требует особого внимания при раскрое. В пошиве трико не растягиваются, не осыпаются, не прорубаются.
Диагональ — ткань саржевого переплетения, вырабатывается из кардной пряжи одинарной и крученой, в ряде артикулов из меланжевых нитей. Диагональ является одной из наиболее распространенных одежных тканей, выпускается в большом количестве артикулов. Она вырабатывается со значительной плотностью; вес 1 м2 диагонали — 240—290 г. Гладкокрашеная диагональ используется для спецовок, гимнастерок, шаровар, меланжевая — преимущественно для военной летней формы.
Репс — ткань полотняного переплетения, благодаря более толстому утку и значительной плотности по основе имеет поперечный рубчик. Значительная плотность при полотняном переплетении делает репс жестким. Используется репс для спецодежды.
Сукна хлопчатобумажные — ткани с ворсом, образуемым благодаря начесу более толстых хлопчатобумажных или реже штапельных уточных нитей. Сукна вырабатывают обычно сатиновым переплетением с большой плотностью по утку и обладают значительной жесткостью. К лучшим из них, имеющим густой, многократно подстриженный ворс, относятся замша и вельветон. Вес 1 м2 сукон колеблется от 250—400 г. Сукна, используемые для лыжных костюмов, окрашивают в разнообразные яркие цвета, для школьной формы выпускают гладкокрашеными серого цвета или меланжевыми.
Льняные ткани. Чистольняные ткани для мужских летних костюмов применяют редко. Также небольшое распространение для мужских костюмов имеют льно-лавсановые ткани, вырабатываемые из крученой пряжи полотняным, реже саржевым переплетением, с содержанием 67% лавсановых штапельных волокон и имеющие вес 1 м2 около 300 г.
Штапельные ткани. Костюмные ткани из штапельных химических волоко находят широкое применение как дешевые заменители шерстяных гребенных тканей. Их вырабатывают главным образом из вискозных, а также ацетатных штапельных волокон с добавлением лавсана и нитрона (до 67% от веса ткани). Штапельные костюмные ткани внешне красивы, хорошо окрашиваются и дают глубокие, сочные цвета. Ткани из вискозных штапельных волокон наделены некоторым блеском, они легко сминаются и недостаточно устойчиво сохраняют приданную им форму. Добавление лавсанового и нитронового штапеля придает тканям шерстистость, уменьшает их сминаемость и увеличивает устойчивость к сохранению формы. Некоторые ткани, особенно с нитроновыми волокнами, внешне мало отличаются от шерстяных.
Штапельные костюмные ткани, выпускаемые под названием трико костюмное, ткань костюмная, шевиот, диагональ, бостон, сохраняют общую структуру, характерную для шерстяных тканей того же наименования. Они вырабатываются чаще всего из крученой пряжи толщиной 10,5 текс×2 (94/2) в основе и утке, но в некоторых артикулах имеют некрученый уток толщиной 59—83 текс (№ 12—17). Часто используется пряжа фасонной крутки и с непсами, вприкрутку с комплексными нитями. Вес 1 м2 костюмных штапельных тканей 250—350 г. Большинство из них выпускается с несминаемыми, малоусадочными и водоотталкивающими пропитками.