Хромовые красители применяются главным образом в прямой печати по тканям из натурального шелка и реже по тканям из полиамидных волокон. Они имеют достаточно обширную цветовую гамму, дающую устойчивые к свету, мокрым обработкам и трению окраски, в которой сравнительно мало ярких цветов, что объясняется принадлежностью большинства хромовых красителей к азокрасителям. Имеющиеся среди них трифенилметановые и антрахиноновые красители дают окраски на тканях из натурального шелка достаточной яркости.
Как известно, хромовые красители способны образовывать координационные связи и давать нерастворимые комплексные соединения (тройные лаки) с солями трехвалентного хрома и волокном ткани в кислой среде.
Соли хрома применяют в качестве протрав; из которых наиболее частое применение находит молочнокислый хром Сг (СН3СНОНСОО)з, распадающийся в условиях запаривания ткани на гидрат окиси хрома Сг(ОН)3 и молочную кислоту, а для получения более ярких и чистых цветов и оттенков в качестве протравы используют раствор нейтрального хромата.
Молочнокислый хром для печатных красок получают по следующему рецепту (в г):
Хромпика натриевого 41%-ного водного раствора = 15360
Раствор едкого натра плотностью 1,33 = 4500
Молочной кислоты 50%-ной = 27000
В котел с паровой рубашкой и механической мешалкой заливают заранее растворенный и проверенный на процентное содержание раствор хромпика и добавляют едкий натр. В охлажденную смесь небольшими порциями приливают молочную кислоту. Переход шестивалентного хрома в трехвалентный идет очень бурно. После прекращения вспенивания смесь нагревают до полного восстановления хромпика и образования однородной густой желто-зеленого цвета массы молочнокислого хрома, содержащего 10% Сг203.
Каждую вновь приготовленную порцию протравы испытывают на содержание в ней Сг20з, так как количество протравы в рецептуре приготовления печатных красок указывается из расчета на 10%-ное содержание в ней Сг203.
Раствор нейтрального хромата готовят 15%-ной концентрации: к водному раствору натриевого хромпика (41 %-ный), взятому в количестве 3660 г, добавляют 5140 г воды и раствор едкого натра плотностью 1,33 около 1200 г до нейтральной реакции по фенолфталеину и изменению цвета раствора из ярко-оранжевого в зеленовато-желтый.
В печатные краски протраву вводят в двойном количестве по сравнению с содержащимися в них сухими красителями.
Из загусток находят применение чаще всего трагантная, трагантно-крахмальная, декстрино-крахмальная. Камедные загустки применять не рекомендуется, так как они под действием солей хрома коагулируют и образуют нерастворимые соединения, придающие тканям жесткость.
Печатные краски из хромовых красителей готовят по примерно следующему рецепту (в г/кг):
Красителя | 30 |
Воды 80—85° С | 200 |
Загустки | 665 |
Мочевины | 30 |
Глицерина | 10 |
Протравы | 60 |
Скипидара | 5 |
Краситель заливают горячей водой и, если нужно, раствор подогревают до 90—95° С до полного растворения красителя. Для лучшего растворения некоторых красителей добавляют 25%-ный раствор аммиака из расчета 10 г/кг, затем вводят загустку, мочевину и глицерин. В хорошо перемешанную печатную краску после ее охлаждения до 25—30° С добавляют протраву и скипидар. Добавление протравы в недостаточно хорошо охлажденную печатную краску может вызвать ее свертывание (коагуляцию) 1 кг купюрной загустки содержит 30 г мочевины и 30 г протравы.
Напечатанную и высушенную ткань запаривают в запарном котле в течение 1ч — 1 ч 15 мин при 103—107° С и давлении около 49 кПа (0,5 ат). При этом происходит образование тройного лака и закрепление его на ткани. Вместо запаривания ткань можно пропускать два раза через зрельник со скоростью 7 м/мин при 102— 103° С; в этом случае печатная краска должна содержать увеличенное количество мочевины, примерно до 200 г/кг. Запаренную ткань промывают по режиму: промывка холодной проточной жесткой водой при 15—20° С в течение 1 ч (до чистой воды). Мыловка при 45—50°С 1 ч (мыло олеиновое 60%-ное 5—6 г/л). Промывку ведут теплой водой (40—50° С) 40 мин, добавляя в промывную воду гексаметафосфат натрия 0,5 г/л и 25%-ный раствор аммиака 1 г/л для более полного вымывания с ткани жирных кислот. Промывку теплой водой ведут при 40° С 30 мин. Промывку холодной жесткой водой при 15—20° С — 20 мин. Оживку проводят при 20° С в течение 15—20 мин в растворе уксусной кислоты концентрации 5 г/л (30%-ной), вода жесткая. При мыловке и теплых промывках применяют умягченную воду. При недостаточно хорошей промывке оставшиеся на ткани непредельные жирные кислоты могут окислиться и придать ей неприятный запах прогорклого жира, ухудшая туше ткани.
Хромовые красители, дающие недостаточно яркие окраски на шелковых тканях, находят все меньшее применение и постепенно вытесняются более яркими активными красителями. Для увеличения яркости расцветки в раппорт с хромовыми красителями часто применяют диазаминолы и некоторые кислотные красители, например кислотный ярко-синий, отличающийся яркостью и чистотой оттенка при хорошей устойчивости окрасок к мокрым обработкам, свету и трению. Печатную краску из него готовят по следующему рецепту (в г):
Красителя | 15 |
Воды | 300 |
Мочевины | 10 |
Все хорошо растворить при 95° С и добавить загустки 617 г, ализаринового масла 3 г, мочевины с водой (2:1) 45 г, глицерина 10 г.
В купюрную загустку добавляют ализариновое масло (3 г/кг) мочевину с водой (2:1) 45 г и глицерин 10 г/кг. Краситель не вытравляется ронгалитом.
На различном отношении красителей к ронгалиту основан способ М. И. Луговской, представляющий собой комбинирование прямой печати с частичной вытравкой и позволяющий получать при небольшой проходности рисунка (2—3 краски) сложные многокрасочные эффекты, достигаемые печатанием смесью вытравляющихся и невытравляющихся красителей с последующим перекрытием части фигур ронгалитной белью, наносимой на хорошо высушенные печатные краски. Для меньшей потери нанесенных красителей вытравляемая площадь рисунка должна быть возможно меньшей. Печать осуществляют по белому и светлоокрашенному фону.
При создании рисунков для этого способа печатания художнику необходимо при колорировании рисунка учитывать получение дополнительных цветов и оттенков, так как из каждой печатной краски получается два цвета или оттенка.
Напечатанную ткань пропускают через восстановительный зрельник для разложения ронгалита, а затем запаривают по режиму, принятому для хромовых красителей, после чего она поступает на промывку.