При пантографном способе вначале изготовляют увеличенную копию рисунка. Для этого на поверхность тонкого цинкового или алюминиевого листа проектируют увеличенное в несколько раз изображение рисунка, контуры которого выгравировывают от руки, а затем закрашивают в разные цвета плоскости, соответствующие различным окраскам рисунка.
При применении цинковых и алюминиевых пластин их предварительно покрывают кислотоупорным лаком, на котором прочерчивают контуры рисунка с последующим его углублением путем протравливания. Полученная увеличенная копия рисунка служит для перенесения рисунка на печатный вал с помощью специального прибора, называемого пантографом.
Пластины с рисунком помещают на стол пантографа и контуры его обводят специальной иглой прибора, соединенной с рычажками для гравирования, на концах которых укреплены алмазы, прочерчивающие рисунок на валу, предварительно покрытом кислотоупорным лаком.
Если по длине вала укладывается несколько раппортов рисунка, каждый из них прочерчивается своим алмазом, но все алмазы работают одновременно. Второй иглой, жестко соединенной с иглой, обводящей контур рисунка, одновременно с помощью специальной пластинки прочерчиваются штрихи в фигурках рисунка.
Таким образом, на валу прочерчивается точная копия рисунка, выгравированного на пластине, но уменьшенная до его нормальных размеров. После нанесения рисунка на вал в зависимости от нужной глубины гравюры его травят азотной кислотой или хлорным железом.
Пантографный способ более производителен и экономичен по сравнению с молетирным способом, но имеет ряд существенных недостатков — им нельзя получить тонкую и глубокую гравюры, так как тонкие детали рисунков передаются менее отчетливо, чем при молетирном способе гравирования. Кроме того, трудно осуществить восстановление на валу изношенной гравюры, тогда как при молетирном способе это легко сделать с помощью молеты.
Новейшие достижения в области гравирования печатных валов. Большой интерес вызывает фотоэлектрический пантограф фирмы Оливетти (Италия), состоящий из двух отдельных агрегатов. На первом из них устанавливается вал, на котором закрепляют рисунок, выполненный черным карандашом на белом листе бумаги, отвечающий каждой из красок гравируемого рисунка. На втором агрегате помещают вал, предназначенный для гравирования данного рисунка. Оба вала вращаются синхронно. Перед валом установлен фотоэлемент, последовательно «просматривающий» весь рисунок по пологой винтовой линии. Получаемые при этом световые импульсы трансформируются в электрические токи и соответственно усиленные воздействуют на алмазные резцы, делающие до 200 ударов в секунду и выбивающие пунктирные линии на покрытой лаком поверхности вала. Для увеличения производительности может быть установлено несколько агрегатов для одновременного гравирования нескольких валов.
В СССР разработан оригинальный электрогравировальный автомат Толмачева, испытания которого дали положительные результаты. Автомат обеспечивает получение сложных гравюр и сокращает время гравирования.