Тщательному накатыванию ткани на перфорированные цилиндры придается очень большое значение как необходимому условию для достижения высокого качества окрашенной ткани. Ткань должна быть накатана строго в расправленном состоянии, без морщин и складок, с одинаковой плотностью накатки внутренних и наружных слоев. Допущенные при накатывании морщины и складки ведут к образованию при крашении воздушных пузырей, оставляющих следы на окрашенной ткани в виде белых пятен. Что касается одинаковой плотности накатки внутренних и внешних слоев в ролике, она достигается поддержанием равномерного натяжения ткани при накатывании. Величина этого натяжения прямо пропорциональна плотности накатки и регулируется посредством изменения разности окружных скоростей перфорированного цилиндра и тянульно-подающей пары валов накатной машины. Чем больше разность окружных скоростей, тем больше натяжение ткани при накатывании и, следовательно, тем больше плотность накатки ткани на цилиндре.
Величина плотности накатки ткани находится в обратной зависимости от плотности самой ткани. Оптимальное значение плотности накатки определяют экспериментальным путем для ткани каждого артикула. Вообще же:
где Q — плотность накатки, кг/м3; Р — масса накатанной ткани, кг; V — объем накатанной ткани, м3.
В развернутом виде эта формула выглядит так:
где а — общее количество метров ткани в партии; с — масса 1 пог. м ткани, кг; D1 — диаметр ролика с накатанной тканью, м; D2 —диаметр перфорированного цилиндра, м; b — ширина накатанной ткани, м.
Показатель плотности накатки ткани, определенный для ткани каждого отдельного артикула, должен всегда находиться под постоянным контролем. Для большинства окрашиваемых тканей плотность накатки равна 475—500 кг/м3.
Перед накатыванием ткани важно привести в соответствие ее ширину с шириной перфорированной части цилиндра. Ткань должна быть шире этой части цилиндра и со стороны правой и левой кромок закрывать неперфорированную поверхность цилиндра на 4,5—5 см.
Если ткань по ширине равна или уже перфорированной части цилиндра, то берут или другой цилиндр с подходящей шириной перфорированной части, или же на цилиндр с обоих торцов надевают манжеты из тонкой листовой нержавеющей стали, плотно прилегающие к поверхности цилиндра. Манжеты, путем передвижения их вдоль оси цилиндра устанавливают в таком положении, чтобы накатываемая ткань ложилась на них со стороны правой и левой кромок на ширине 4,5—5 см.
Необходимо также перед накатыванием ткань одной партии сшить в одну ленту и к ней подшить заправочные концы из хлопчатобумажной ткани средней плотности (каждый конец длиной 8—10 м).
Рис. 28. Схема тележки с кареткой для транспортировки перфорированного цилиндра с тканью.
Первый заправочный конец, наматываемый непосредственно на перфорированный цилиндр, предохраняет окрашиваемую ткань от отпечатков рисунка перфорации цилиндра. Наружный заправочный конец должен быть значительно шире окрашиваемой ткани и закрывать с обоих торцов накатанный ролик ткани. Края наружного заправочного конца закрепляют специальными хомутами. После того как ткань накатана и закрыта заправочным концом, готовый ролик снимается электротельфером с накатной машины, помещается на опорную каретку тележки и подается к аппарату.
На рис. 28 приведена схема тележки с опорной кареткой и установленным на ней перфорированным цилиндром.