При возникновении необходимости колористической оценки окрашенных образцов и получения их цветовых характеристик возможно применение визуального (органолептического) сравнения цвета испытуемого образца с цветом образца, принятого за эталон.
Сравнение нужно осуществлять при определенном освещении; обычно пользуются лампами дневного света, устанавливаемыми в помещении, где отсутствует постороннее излучение.
Разумеется, такое сравнение не может охарактеризовать цвет количественно, нет возможности дать количественные данные о цвете образцов и малых их цветовых различиях, воспроизвести цвета по заданным характеристикам. Поэтому возникает необходимость в объективных методах цветовых измерений, основанных на оптическом синтезе цветов.
Для этой цели могут быть использованы фотометрические приборы, с помощью которых одну половину поля зрения можно осветить излучением испытуемого цвета, а другую половину — смесью трех взаимно независимых световых потоков — красного, зеленого и синего, выбранных в качестве основных и взятых в определенных соотношениях. К таким приборам относятся объективные колориметры (спектрофотометры); для измерения малых цветовых различий (разнооттеночности) применяют компараторы цвета.
При создании расцветок на тканях гармоничность сочетания цветов зависит не только от свойств цветов красок, но и от ряда других условий.
Прежде всего следует отметить, что одни и те же цветовые сочетания в зависимости от применяемого источника света (дневное освещение, электрический свет и др.) могут произвести различное впечатление, так как различные источники света имеют различный спектральный состав света.
Большое влияние на зрительное восприятие оказывает соотношение светлых и темных площадей в рисунке. Светлые площади на темном фоне кажутся больше своих истинных размеров. Это явление называется иррадиацией (светорассеиванием).
Зрительное восприятие цвета во многом зависит и от соприкосновения или окружения его другими окрашенными плоскостями. Цветовое пятно, например, будет меньше влиять на окружающий его фон, и наоборот.
Широко используется при колорировании тканей влияние контрастных сочетаний (для создания впечатления рельефности или объемности цветовых фигур, повышения интенсивности цвета). На восприятие цветов оказывает влияние также пространственное смешение цветов. Так, с близкого расстояния цвета различно окрашенных фигур воспринимаются раздельно; при увеличении расстояния цвета фигур будут постепенно сливаться в цвет, получаемый в результате их смешения.
Известную роль играет фактура окрашенной ткани, поскольку ткани разной фактуры по-разному отражают и рассеивают лучи.
Наконец, при зрительной оценке цвета большое значение имеет приспособляемость (адаптация) глаза к степени освещенности, так как в результате действия света или темноты чувствительность глаза возрастает или понижается.
Для получения гармоничного сочетания цветов необходимо стремиться к тому, чтобы совместно они звучали сильнее, чем при применении их каждого в отдельности. Цвета, участвующие в гармоничном сочетании, не должны нарушать этого звучания. Они должны быть зрительно различимы в цветовой композиции и не приглушаться другими цветами.
Комбинации различных оттенков одного и того же или близких по спектру цветов (например, желтовато-зеленые или зеленовато-синие цвета) обычно считаются спокойными, они создают гармонию сходства. Наоборот, сочетания цветов, далеких по спектру (например, желтого с определенными оттенками бирюзового), создают гармонию контрастов. Такие сочетания применяют для создания на тканях ярких расцветок. Когда более или менее контрастные цвета связываются рядом оттенков, занимающих промежуточное положение между этими контрастными цветами, достигается гармония градаций (например, солнечный спектр).
Рис.19 Цветовой конус