Оптическое и механическое смешение цветов. Смешением монохроматических цветов солнечного спектра одного с другим и с ахроматическими цветами (белым и черным) можно получить большое число возможных цветовых комбинаций.
При оптическом (аддитивном) смешении результирующий цвет получается действием на человеческий глаз трех независимых излучений, складывающихся в световой поток, который производит ощущение определенного цвета. Основан такой слагательный синтез цветов на следующих законах:
1. Каждому хроматическому цвету соответствует другой хроматический цвет, который при оптическом смешении с первым в определенных количественных соотношениях даст белый цвет. Такие цвета называются дополнительными. При их смешении в иных пропорциях получается один из исходных хроматических цветов, но меньшей насыщенности. В цветовом круге пары дополнительных цветов расположены на противоположных концах диаметров.
Главными взаимно-дополнительными парами цветов являются: красный — голубовато-зеленый, оранжевый — голубой, желтый — синий (ультрамариновый), желто-зеленый — фиолетовый, зеленый — пурпурный, голубовато-зеленый — красный.
2. При оптическом смешении недополнительных цветов получаются цвета, промежуточные по цветовому тону между смешиваемыми цветами (например, желтый и зеленый цвета дают при смешении желто-зеленый цвет). Если смешиваются далекие один от другого по спектру цвета (почти дополнительные), то результирующий цвет получается малонасыщенным.
3. При оптическом смешении одинаково воспринимаемые цвета дают одинаковый результирующий цвет независимо от того, какие цвета были взяты для смешения — монохроматические или сложные. Например, монохроматический оранжевый цвет и оранжевый из смеси красного и желтого дают одинаковые цвета в смесях с другими цветами.
Одним из видов оптического смешения цветов является пространственное смешение цветов (сложение). Так, если смотреть с достаточно большого расстояния на плоскость, отдельные части которой окрашены двумя близко расположенными один к другому недополнительными цветами, то будет виден только один сплошной суммарный цвет — результат их смешения. Пространственное смешение цветов широко используется в текстильной промышленности при выработке тканей из разноцветной пряжи (в частности, плательной ткани шотландка). Другим примером пространственного смешения цветов может служить однотонная ткань, выработанная путем переплетения разноцветных нитей. Впечатление однотонной она производит потому, что мелкие цветные точки, близко расположенные одна к другой, действуя на сетчатку глаза, сливаются в один суммарный цвет. Ткань, выработанная из более толстой пряжи, будет казаться пестрой, так как в этом случае станут видны все цветовые пятна.
Пользуясь оптическим смешением цветов, можно путем комбинации только трех цветов —- красного, зеленого и синего — получить все многообразие цветовых тонов.
Механическое (вычитательное) смешение цветов.
Кроме оптического, существует также механическое (вычитательное) смешение цветов. Принцип механического смешения цветов лежит в основе смешения красителей, применяемых в процессах крашения и печатания текстильных материалов.
Если при оптическом смешении происходит суммирование световых потоков на сетчатке глаза, то при механическом восприятие того или иного цвета обеспечивается путем «вычитания» из белого луча лучей определенной части спектра, поглощенных компонентами смеси красок. Результирующим цветом будет цвет, пропускаемый красочной средой; другими словами, на сетчатку глаза попадут остатки лучей, не поглощенные компонентами смеси красок. В итоге такого смешения получаются новые хроматические цвета, часто не похожие на цвета, получаемые при оптическом смешении. Так, при оптическом смешении цвета желтый и синий, как дополнительные, дадут серый цвет, а при механическом смешении они дадут зеленый цвет.
При механическом смешении многокрасочные эффекты могут быть получены из трех красок: пурпурно-красной, голубой и лимонно-желтой. На возможности получения всех цветовых тонов из смешения этих трех красок путем наложения их одна на другую основано получение так называемой трехцветной печати.