Клеевые нетканые материалы (флизелин) находят все более широкое применение при изготовлении одежды в качестве упругих прокладок в поясах, по низу рукавов и других участках одежды. В бортовой прокладке флизелин обычно используют только в качестве дополнительных накладок. Объясняется это тем, что создание объемной формы из флизелина формованием затруднительно, так как он плохо сутюживается (на конце вытачки получается слабина). Метод формования объемных оболочек выдавливанием значительно упрощает процесс обработки такой трудоемкой детали, как бортовая прокладка.
Для формования объемных оболочек предпочтительно использовать флизелин с неориентированным расположением волокон, обладающий большей подвижностью структуры элементов. При формовании выдавливанием происходит многоосная ориентация структурных элементов материала. Волокна, расположенные в направлении формующих усилий, сразу испытывают деформацию растяжения, волокна, лежащие под углом, сначала ориентируются в зонах склейки, выпрямляются и только после этого начинают растягиваться. Поэтому напряженность волокон в разных участках детали оказывается разной. Острый пар разрыхляет поверхность пленки связующего, подготавливая ее для образования новых зон скрепления, переориентированных в процессе формования волокон.
Чтобы закрепить волокна в новом положении, проводится прессование, в процессе которого под действием сжимающих усилий увеличивается площадь контакта волокон между собой и с пленкой связующего.
После того как процесс формования заканчивается и оболочку снимают с пресса, происходит релаксационный процесс; материал, приходя в равновесное состояние, несколько уменьшается по размерам, выпуклая часть оболочки оседает. Величина, на которую изменяются размеры оболочки, вследствие релаксации находится в прямой зависимости от температурных режимов сушки и соотношения составляющих компонентов.
По данным Г. Н. Петухова, увеличение устойчивости прокладки частично может быть достигнуто использованием структурирующих химических реагентов, наносимых в виде водных растворов солей металлов (хлористого цинка, хлористого магния), а также формальдегидных смол. Наиболее значительный эффект закрепления формы получают армированием термопластичными синтетическими волокнами, например капроновым моноволокном. В этом случае, используя полностью нестабилизированное моноволокно и осуществляя его термофиксацию в процессе прессования, достигают получения очень устойчивой формы, по жесткости во много раз превосходящей тканую льняную бортовку (табл. 11-20).
Таблица 11-20
Сравнительная характеристика свойств тканой и нетканой бортовой прокладки.
Материал | Прочность в кГ | Разрывное удлинение в % | Упругость на приборе ПЖУ в % | Жесткость на приборе ПЖУ в Г | Сминаемость в % |
Льняная бортовка | 78 | 17 | 87,0 | 13,4 | 12,1 |
Флизелин с неориентированными волокнами | 24 | 21 | 78,0 | 11,5 | 84,0 |
Флизелин с ориентированными волокнами | 24 | 13 | 73,0 | 6,3 | 28,0 |
Флизелин армированный | 64 | 24 | 91,0 | 65,0 | 44,0 |