К оптическим относят свойства (цвет, блеск и др.), воспринимаемые глазом человека.
Все многообразие цветов и оттенков может быть раз делено на две группы. В первую группу входят ахроматические цвета: белый, черный и серый от самого светлого до самого темного. Вторую группу составляют хроматические цвета: все, кроме черного, белого и серого, т. е. красный, синий, голубой, коричневый, оливковый, розовый и т. д.
Ахроматические цвета получаются при отражении телом лучей всех длин волн спектра в одинаковом соотношении. Полное отражение дает белый цвет, полное поглощение — черный и неполное отражение — серый цвет. Ахроматические цвета различаются по светлоте, которая определяется коэффициентом отражения:
где S0 — количество отраженного света; S — количество падающего света; Ко — для белого цвета равно 0,85; для черного бархата — 0,002.
Светлота оценивается по ахроматической шкале, представляющей набор образцов ахроматического цвета от белого до черного, коэффициенты отражения которых заранее измерены. Хроматические цвета отличаются один от другого по цветовому тону, светлоте и насыщенности. Цветовой тон определяется его местом в спектре и выражается длиной волн. Все многообразие цветов и оттенков укладывается в пределах длин волн от 400 до 700 мк. Хроматические цвета различаются как и ахроматические по светлоте, т. е. по степени их близости к белому цвету.
Между хроматическими цветами имеется различие по третьей характеристике — по насыщенности, даже если они по цветовому фону и светлоте одинаковые. Под насыщенностью понимают видимую степень заметности цветового тона в данном хроматическом цвете или степень отличия данного хроматического цвета от одинакового с ним по светлоте серого цвета. Максимально насыщенными являются цвета спектра, хотя их насыщенность различна. Все прочие цвета менее насыщенные по сравнению со спектральными. Примерами малонасыщенных цветов служат розовый, бледно-зеленый, светло-голубой и др.
Цвета могут быть подразделены на теплые и холодные. К теплым, выявляющим поверхность, относятся красные, желтые, оранжевые, желто-зеленые цвета. Фигура человека, одетого в одежду теплого цвета, кажется более полной. И наоборот, фигура человека, одетого в одежду холодного цвета (зелено-голубого, синего, сине-голубого, сине-фиолетового), кажется менее полной, так как холодные цвета обладают свойством скрывать поверхность. Существует также понятие теплые и холодные окраски. Окраски, поглощающие наибольшее количество инфракрасных лучей, называются теплыми, так как ткани, окрашенные в теплые окраски, больше нагреваются от солнечного света или другого нагретого тела. Такие окраски следует давать материалам для осенней и зимней одежды.
Ткань с окраской, которая отражает наибольшее количество инфракрасных лучей, меньше нагревается и поэтому для летней одежды необходимо применять холодные окраски. Тепловые свойства окрасок определяют при помощи термометра, на резервуар которого надевают чехол из испытуемого материала Термометр помещают на определенное расстояние от лампы определенной мощности. Окраска считается тем холоднее, чем больше среднее время, необходимое для повышения начальной температуры на 1°С. Следует иметь в виду, что восприятие цвета зависит также от структуры ткани, трикотажа или нетканого материала. Материалы, имеющие гладкую, блестящую поверхность характеризуются большей яркостью и светлотой, а материалы, имеющие матовую поверхность, кажутся более темными.
Восприятие цвета зависит и от того, рядом с каким другим цветом он находится. Контраст может изменять как цветовой тон, так и видимую яркость цвета. Темный цвет на светлом фоне кажется темнее, а светлый на темном — светлеет. Желтый цвет на темно-синем фоне кажется светлым, а на белом — темным. Дополнительные цвета (красный и зеленый, синий и оранжевый) повышают яркость и насыщенность один другого в том случае, если находятся рядом и воспринимаются глазом одновременно. На красном фоне желтый и синий цвета кажутся более зелеными, на зеленом фоне желтый цвет приобретает оттенок оранжевого и т. д.
Серый цвет в сочетании с различными хроматическими цветами окрашивается в дополнительный цвет. С желтым он приобретает голубоватый оттенок, с зеленым — красноватый, с красным— зеленоватый и т. д. По видам расцветок ткани, трикотажные полотна и нетканые материалы подразделяются на гладкокрашеные, меланжевые, пестротканые (пестровязаные), набивные. Гладкокрашеные ткани, трикотаж и нетканые материалы имеют одноцветную окраску, получаемую при их крашении в полотне. Реже одноцветные материалы вырабатываются из крашеной пряжи или крашеных волокон. Последний способ обеспечивает особенно прочную окраску и применяется для плотных, тяжелых материалов, преимущественно шерстяных. Очень прочную окраску имеют материалы из искусственных волокон, окрашенных в массе (в прядильном растворе).
Швейные фабрики заказывают ткани тех или иных цветов в зависимости от вырабатываемого ими ассортимента изделий по картам цветов, в которых цвета пронумерованы. Это облегчает швейным фабрикам заказ на ткани определенного цвета. Изготовление изделий из светлых тканей требует особого внимания, так как на них легко образуются различные пятна (ржавчина от недогретого утюга, подпалины от перегретого утюга, пятна от влаги, масляные пятна от швейной машины и и т. д.).
Меланжевые ткани, трикотаж и нетканые материалы вырабатываются из меланжевой пряжи, изготовляемой из разноцветных волокон. Требуемый цветовой тон материала в этом случае получается не смешиванием красителей разных цветов, как при гладком крашении, а оптическим смешением цветов, благодаря которому окрашенные в разные цвета волокна на расстоянии сливаются в один общий цветовой тон.
Аналогичный эффект может быть достигнут при выработке ткани из пряжи, скрученной из разноцветных нитей, или же из основных и уточных нитей разных цветов. Пестроткаными называют материалы, вырабатываемые из цветных ниток. Рисунок на этих тканях может образовывать полосы или клетки различных размеров и с различными сочетаниями цветов.
Пестровязаные трикотажные полотна могут иметь рисунок не только в виде полос и клеток, но и в виде зигзагов, ромбов и других фигур. При моделировании одежды из полосатых и клетчатых материалов необходимо учитывать и использовать особенности их рисунка: давать различные комбинации полос вдоль, поперек и в косом направлении, следить за тем, чтобы рисунок совпадал по линии парных вытачек, располагался елочкой по линии косых или полукосых швов и т. д. Отдельные полосы и клетки могут больше других выделяться на общем фоне материала. Такие полосы и клетки необходимо учитывать при раскрое и моделировании и ориентироваться по ним при расположении материала в изделии.
Раскладка лекал и раскрой полосатых и клетчатых тканей и трикотажа требуют особого внимания. Ни в коем случае не допускаются перекосы материала; рисунок должен совпадать на всех одновременно раскладываемых полотнищах настила и в отдельных симметричных деталях. Поэтому расход полосатых, клетчатых тканей и трикотажных полотен на изделия больше, чем гладких, и чем крупнее клетка, тем больше расходуется ткани на изделие. Набивными называются материалы с узорчатыми рисунками, наносимыми на хлопчатобумажные, штапельные и другие ткани способом механической печати, а на шелковые ткани и трикотаж— способом фотофильмпечати. Рисунки могут быть одноцветными, т. е. одновальными (при механической печати, образованные одним валом) или многоцветными — многовальными.
Набивные рисунки чрезвычайно разнообразны по своему типу и характеру. Это могут быть полоски, клетки, горошек, колечки, мелкие или крупные букеты цветов, геометрический или растительный орнамент и т. д. В зависимости от типа и характера рисунки распределяются по сериям, имеющим номерное обозначение. Каждой серии соответствует определенный рисунок; например, для ситца в серию № 12 входят рисунки в клетку, в серию № 40 — мелкие многовальные цветочки по черному фону; для сатина в серию № 50 входят одновальные вытравные рисунки по фону различных цветов и т. д. Разбивка набивных тканей по сериям облегчает швейным фабрикам заказ на ткани требуемых рисунков. Назначение ткани в основном диктуется характером ее рисунка. Так, для женских летних платьев и сарафанов используются ткани с крупными яркими многокрасочными рисунками. Для детской одежды рисунки с крупными орнаментами не годятся, так как при раскрое мелких деталей рисунок нарушается.
Характер рисунков набивных тканей определяет не только их назначение, но влияет на выбор фасона и моделирование изделия. Рисунки с крупными яркими узорами, особенно округлых форм, увеличивают объем фигуры. Наоборот, рисунки, состоящие из продольных полос или орнамента с продолговатыми вытянутыми формами, расположенными по длине ткани, делают фигуру более тонкой.
От характера набивного рисунка зависит и расход ткани в изделии. Мелкие рисунки, не требующие подгонки по деталям и не имеющие верха и низа, относятся к самым легким для раскладки лекал и выгодными по расходу материала. Рисунки, хотя и мелкие, но имеющие верх и низ, требуют расположения деталей только в одном направлении и уже менее выгодны при раскрое. Крупноузорчатые рисунки, которые должны одинаково располагаться на симметричных деталях, сложнее в раскрое и требуют больше материала на изделие.