Ремонт монтюра.
Эластичный монтюр не имеет подкладочного слоя. При повреждении монтюра трес спарывают с поврежденных участков. Парик укрепляют булавками на форме соответствующего размера, вырезают поврежденный участок и заменяют его новым. Материал нового участка должен подходить по цвету и качеству к монтюру парика. Новый участок монтюра пришивают вручную, подогнув 0,5 см с каждого края, или на швейной машине (предварительно приметав новый участок материала к монтюру и сняв монтюр с формы). После ремонта к монтюру пришивают отпоротые участки треса.
Замена эластичных лент.
Эластичные ленты заменяют в трех случаях:
1) когда эластичные ленты изнашиваются;
2) когда требуется увеличить размер парика;
3) когда требуется уменьшить размер парика.
Эластичные ленты, применяемые в постижерном производстве, бывают различной ширины. Узкие эластичные ленты шириной 0,7-1,0 см располагают обычно в туннельках на затылочной или боковых деталях монтюра парика и применяют для лучшей посадки изделия. Одновременно эластичной лентой в определенных пределах можно регулировать размер парика.
Эластичные ленты шириной 1,5 см и больше располагают на боковых или шейных деталях монтюра. Они обеспечивают хорошую посадку парика на голове, а также в зависимости от длины определяют размер парика.
Заменяя узкие эластичные ленты, осторожно распарывают нитки в местах прикрепления лент к монтюру, удаляют изношенную эластичную ленту, вместо нее вставляют туннельку новую и закрепляют с одного конца. Эластичную ленту закрепляют обметочным швом. Конец ленты подгибают внутрь. Второй конец ленты подтягивают уже непосредственно на голове заказчика и затем закрепляют так же, как и первый.
При замене широких эластичных лент вначале удаляют трес, закрывающий доступ к эластичным лентам. Для этого с лицевой стороны парика отпарывают участки треса, пришитые к эластичным лентам, на 1 см выше лент на монтюре, после чего ленты выпарывают. На место старых эластичных лент пришивают новые соответствующих размеров.
Чтобы увеличить размер парика, эластичную ленту удлиняют, сохраняя величину прибавок на швы. Уменьшая размер парика, соответственно уменьшают длину эластичных лент, сохраняя величину прибавок на швы. При замене эластичных лент длина новых лент должна соответствовать длине старых, если же длину ленты установить невозможно, то подготавливают ленту длиной, необходимой для данного размера.
Подготовленные отрезки эластичных лент пришивают к монтюру парика. Для сохранения эластичности шва, соединяющего боковую деталь парика с эластичной лентой, необходимо при сшивании растягивать эластичную ленту и материал боковой детали.
После того как эластичные ленты будут вшиты, к ним пришивают отпоротые участки треса. Трес рекомендуется пришивать на швейной машине.
Уменьшение глубины парика.
На деревянную форму соответствующего размера наносят контуры парика требуемой глубины. Распарывают линию шва, соединяющего шейную деталь и эластичные ленты с центральной и боковыми деталями монтюра. Перед распарыванием этого шва спарывают трес на тех участках, где он преграждает доступ к линии распарывания, т. е. трес спарывают на эластичных лентах и выше на 1 см, а также на линии шва. Парик укрепляют булавками на головке с нанесенным контуром парика. Краевую линию шейной детали парика и эластичных лент располагают по нанесенному контуру и к ней булавками прикрепляют центральную и боковые детали. Образовавшийся излишек материала отрезают, оставив те же припуски на швы, что и при изготовлении изделия, т. е. 1 см. Приметывают шейную деталь и эластичные ленты к центральной и боковым деталям, снимают парик с формы и прошивают на швейной машине.
Если парик ремонтируют вручную, то его не снимают с формы, а пришивают к монтюру частыми обметочными стежками. Для сохранения эластичности шва, соединяющего боковые детали с эластичными лентами, необходимо при сшивании растягивать эластичную ленту и материал боковой детали монтюра.
После ремонта монтюра отпоротые ранее участки треса пришивают обратно по тем же линиям схемы нашивки треса. Трес пришивают вручную петельными стежками или на швейной машине.
Увеличение глубины парика.
На деревянную форму соответствующего размера наносят контуры парика требуемой глубины. Распарывают шов, соединяющий шейную деталь и эластичные ленты с центральной и боковыми деталями монтюра. Перед распарыванием шва трес отделяют от тех участков, где он преграждает доступ к линии распарывания (т. е. трес снимают с эластичных лент и выше на 1 см, а также с линии шва). Парик булавками укрепляют на форме с нанесенной на ней линией контура. Краевую линию шейной детали и эластичных лент располагают точно по нанесенному на форме контуру и определяют размер участка монтюра, который необходимо надставить для увеличения глубины парика. Из нового материала, подобранного по цвету и качеству, выкраивают новый участок, приметывают его к монтюру и, сняв парик с формы, пришивают на швейной машине.
Если парик ремонтируют вручную, то его не снимают с формы. Новый участок пришивают к монтюру частыми стачивающими стежками.
После того как новый участок будет вшит, делают трес с определенной длины из подобранных по цвету, структуре и длине волос. Трес, снятый в процессе ремонта, пришивают по первоначальной схеме нашивки, треса, а новый трес - на вновь вшитый участок монтюра. Вшитые волосы подстригают под прическу парика.
Замена пробора парика.
Парик закрепляют на форме булавками, тщательно расчесывают волосы на проборе. По линии шва на проборе удаляют волосы и затем спарывают пробор. На место снятого пробора прикрепляют новый материал, подгибают его на 0,5 см внутрь и приметывают. Пробор пришивают на швейной машине, для чего парик снимают с формы, или вручную обметочным швом частыми стежками. Затем материал пришитого пробора проутюживают и тамбуруют волосами, подобранными по длине, цвету и структуре к волосам парика, соблюдая необходимые направления тамбуровки.
После этого волосы на проборе подстригают под общую длину волос.
Замена изношенных участков тесьмы.
Участок тесьмы, пришедший в негодность, выпарывают и отрезают. Подготовленный отрезок новой тесьмы пришивают на швейной машине или вручную обметочным швом частыми стежками и проутюживают.
Если участок тесьмы, подлежащий замене, затамбурован или на нем нашит трес, то, перед тем как спороть тесьму, удаляют с нее волосы. После этого новую тесьму тамбуруют волосами или нашивают на нее ранее споротый трес.
Замена уплотнений на лобно-височной и шейной деталях парика.
В париках на эластичных монтюрах уплотнения обычно укреплены на лицевой стороне изделия и удалить их нельзя. Поэтому подготавливают новые уплотнения той же формы и размеров, что и поврежденные, обшивают их на швейной машине или вручную тесьмой. Укрепив парик на форме соответствующего размера изнаночной стороной вверх, пришивают вручную новые уплотнения (обметочным швом частыми стежками).
Замена участков треса.
Отрезок треса, пришедший в негодность, аккуратно отпарывают, стараясь не повредить монтюр. Из волос, подобранных по цвету, структуре и длине, делают новый трес, равный по длине споротому, и вшивают его на место старого.
Если трес вшивают вручную, то парик укрепляют на форме, затем прикрепляют к нему булавками отрезок вновь изготовленного треса (по линии пришива) и только после этого пришивают трес к монтюру. Для большей прочности трес пришивают к монтюру петельным швом. Особенно тщательно закрепляют места соединения отрезков треса.
На машине трес пришивают к монтюру сразу, без предварительного закрепления его по линии расположения старого треса, прострачивая места соединения треса несколькими машинными строчками. Вновь вшитые волосы подравнивают по длине волос изделия.