Одним из условий системы непрерывного оперативного производственного планирования является внедрение маршрутной системы учета сырья и полотна от вязания до выпуска готовой продукции, разработанной Новосибирским филиалом ВНИИТП.
В производственном отделе на основании плана-графика выписывается маршрутный лист в пяти экземплярах. В нем указывается конкретное задание на каждый настил: номер маршрута, артикул, модель, размер и рост изделий, номер и цвет партии пряжи, диаметр вязальных машин и ширина готового полотна, количество единиц и изделий, номер раскладки для раскроя. Маршрутные листы передаются начальнику мотального участка подготовительно-раскройного цеха. Если пряжа не перематывается, то маршрутные листы передаются кладовщику вязального цеха.
В производственном отделе на основании расписанных партий пряжи по ассортименту диспетчером группы организации производства составляется задание красильному участку на подготовку прикладных и вспомогательных материалов. Задание составляется в двух экземплярах, один из них с образцами пряжи или полотна передается инженеру-технологу красильного участка, а другой для контроля остается у диспетчера производственного отдела. Маршрутные листы и задания красильному участку являются основными руководящими документами в организации ежедневной работы в цехах и участках.
В мотальном участке подготовительно-раскройного цеха организовывается работа на основании заданий маршрутных листов начальником участка. Для этого отдается распоряжение старшему кладовщику и бригадирам о получении пряжи со склада сырья и о заправке его на оборудовании согласно маршрутному листу.
Подготовленная пряжа выдается старшим кладовщиком по накладным с соответствующими маршрутными листами, в которых проставляется фактическое количество выдаваемой пряжи. Пряжа выдается старшему кладовщику вязального цеха только с маршрутными листами, которые сопровождают партию полуфабрикатов по всем технологическим переходам.
Согласно полученным маршрутным листам и распоряжениям инженера-технолога вязального цеха старший кладовщик вязального цеха выдает пряжу на рабочие места вместе с комплектом паспортов на куски, количество которых необходимо навязать для отправки партии по соответствующему маршрутному листу. В паспортах старший кладовщик проставляет номер маршрутного листа, артикул пряжи и полотна, номер партии пряжи и диаметр вязальной машины.
Выработанные куски полотна подвергаются разбраковке и штопке, комплектуются старшим кладовщиком склада полотна вязального цеха в партию согласно заданиям маршрутных листов. Куски с повышенным количеством дефектов снимаются с маршрута и подкомплектовываются в отдельную партию. Решение об использовании этой партии принимается инженером-технологом цеха совместно со старшим диспетчером производственного отдела и начальником ОТК.
Отделочные детали по размерам и моделям вырабатываются на участке плоскофанговых машин вязального цеха на основании выданных маршрутных листов. Инженер-технолог отдает распоряжение старшему кладовщику кладовой сырья и рабочим о вырабатывании количества комплектов отделочных деталей из определенной партии пряжи по моделям и размерам. Готовые отделочные детали комплектуются старшим кладовщиком склада сырья в соответствии с маршрутным листом и упаковываются для транспортирования в упаковочный мешок, который маркируется навесной биркой, где указывается номер маршрутного листа, модель, размер, количество отделочных деталей.
Для передачи в красильный участок куски полотна и комплекты отделочных деталей вписываются в один маршрутный лист: отделочные детали - старшим кладовщиком склада сырья плоскофангового участка вязального цеха; куски полотна - старшим кладовщиком склада полотна вязального цеха.
На дальнейших переходах партия полуфабрикатов до раскроя не раскомплектовывается.
Швейные нитки и вспомогательные материалы подготовляются в красильном участке одновременно с крашением и отделкой полотен.
Для изделий из полотен, которые не подлежат крашению, швейные нитки и вспомогательные материалы подготовляются согласно заданию производственного отдела со дня заправки сырья в мотальном участке или вязальном цехе.
Вспомогательные материалы, старшим кладовщиком маркируются упаковочным талоном и передаются из красильного участка в группу комплектации полотен по накладной, подписанной старшим контролером качества.
В группе комплектации полотен подготовительно-раскройного цеха проверенные контролером качества партии полуфабрикатов вписываются бригадиром на основании заданий маршрутного листа в карту раскроя. Сам маршрутный лист прикрепляется к карте раскроя и передается с полуфабрикатом на раскрой. Основанием для раскроя партии полотна является задание маршрутного листа и карты раскроя. При раскрое оставшиеся отделочные детали бригадиром раскройной группы возвращаются в кладовую сырья плоскофангового участка для своевременного использования в последующих маршрутах.
Ежедневный контроль выполнения заданий осуществляется по рапортам цехов, а в вязальном цехе - по отметкам в журналах движения маршрутов. Старший кладовщик склада пряжи в вязальном цехе в журнале движения записывает номера маршрутных листов, на которые получена пряжа, ведет учет выдачи пряжи и паспортов к соответствующим маршрутным листам.
Бригадир вязального цеха ведет журнал движения маршрутных листов, указывает дату выработанных к нему кусков при ежедневном обходе рабочих мест и дату отправки партий полотна в красильный участок.
Ежедневно до 10 ч утра составляется и передается в диспетчерскую службу рапорт цеха о выполнении заданий. Рапорт составляется: в мотальном участке подготовительно-раскройного цеха - старшим кладовщиком склада пряжи; в вязальном цехе - старшим кладовщиком склада полотна; в группе комплектации полотен - весовщиком; в раскройной группе - мастером.
На основании рапортов цехов и участков старший инженер группы контроля и учета производства производственного отдела следит за ходом выполнения выданных заданий; для чего им непосредственно в плане-графике отмечается условными обозначениями движение маршрутных листов по технологическим переходам.
Маршрутный лист выписывается в раскройном участке на партию изделий в количестве от 40-60 ед. (верхний трикотаж) и от 100 до 150 ед. (бельевой трикотаж) в зависимости от трудоемкости пошива изделий.
Количество экземпляров маршрутных листов соответствует количеству технологических переходов. На каждом технологическом переходе остается один экземпляр маршрутного листа с подписями, подтверждающими сдачу полуфабрикатов или изделий.
Нумерация пачек начинается с начала первой смены и заканчивается в конце второй, отмечается в книге запуска. Эта нумерация способствует сохранности изделий, своевременному закрытию маршрутного листа и сдаче на выпускной участок.
На выявленные дефекты кроя на каждом технологическом переходе составляется один общий акт в двух экземплярах: один экземпляр остается для отчетности, второй с подписями вместе с бракованным кроем возвращается в раскройный цех. На основании этого акта в маршрутном листе делаются отметки: количество брака, число, номер акта.
Также составляется акт о переводе изделий из размера в размер в трех экземплярах.
Контроль за движением полуфабрикатов осуществляется бригадиром потока. Пачки кроя с талонами передаются на рабочие места. Обработав пачку, работница проставляет в талоне номер организационной операции, свой табельный номер и количество обработанных единиц.
С целью своевременного исправления дефектов пошива разработаны категории сложности переделок и расценки на их исправление. Категорию сложности переделок определяет контролер потока, учитывая вид оборудования и характер дефекта. При исправлении дефектов пошива любой смены работница в талоне отмечает свой табельный номер и проставляет количество единиц.
Бригадир собирает талоны за каждый день для начисления заработной платы с учетом переделок брака и несет ответственность за сохранность паспортов.
Пачки готовых изделий поступают на выпуск в сопровождении талонов и маршрутных листов. Маршрутный лист считается закрытым при наличии всех талонов, выписанных к нему.
Сдача готовых изделий на участок упаковки производится по маршрутным листам и реестру. Реестр выписывается бригадиром швейного потока в двух экземплярах (второй экземпляр является приходным документом для участка упаковки).
На основании регистра, актов о браке и маршрутных листов бригадир швейного потока ежедневно составляет отчет и сдает его в центральную бухгалтерию.
Упакованные изделия сдаются в склад готовой продукции по маршрутным листам.
На основании маршрутных листов сдача изделий с участка упаковки в склад готовой продукции регистрируется в реестре. На основании реестров, маршрутных листов бригадир участка ежедневно составляет отчет и сдает его в бухгалтерию. В центральной бухгалтерии по всем технологическим переходам ведется сверка по сданным отчетам.
Движение документации по маршрутной системе учета представлена на схеме 25.
Рисунок 25. Схема движения документации маршрутной системы учета в производстве изделий, кроеных из полотна.
Маршрутная система учета в производстве изделий из купонов и изделий с плоскофанговых машин начинается со склада полуфабрикатов вязального цеха. Движение полуфабрикатов представлена на схеме 26.
Рисунок 26. Схема движения документации маршрутной системы учета в производстве изделий с плоскофанговых машин.