Исходными данными при проектировании технологических процессов швейно-трикотажного производства являются ассортимент и годовой объем выпуска изделий.
Этапы проектирования технологических процессов следующие.
1. Выбор моделей изделий.
Обоснование и выбор моделей осуществляются путем описания внешнего вида нескольких моделей и сопоставления их технико-экономических и товарно-технических характеристик.
2. Выбор основных материалов.
Для обоснования и выбора исходных материалов необходимо сопоставить по их характеристикам все материалы, из которых могут быть изготовлены запроектированные изделия (отдельно по материалам верха, подкладки, приклада).
3. Выбор способов обработки.
Режимы обработки должны содержать рекомендации по обработке каждой модели: ширину швов, частоту строчек, ширину и толщину прокладок, номера и свойства ниток и игл, температуру и время воздействия на полуфабрикат гладильной поверхности, классы машин.
4. Выбор оборудования.
Выбор оборудования и средств малой механизации должен быть всесторонне обоснован для конкретного технологического потока, модели (вида) изделия, выбранным материалам с выделением ручных операций, для которых средства механизации еще не созданы; механизированных операций, для выполнения которых имеется только один вид оборудования; машинных и аппаратных операций, для выполнения которых могут быть применены машины и аппараты многих, уже созданных типов и конструкций.
5. Предварительный расчет.
Предварительный расчет потоков имеет целью дать приблизительную характеристику потоков, определить их параметры: выпуск изделий в смену; количество рабочих, рабочих мест в потоках и длину поточных линий; количество и размеры потоков, схемы движения полуфабрикатов.
6. Составление схемы разделения труда.
Сначала составляется предварительная схема разделения труда, т. е. производится согласование длительности операций с тактом потока. Цель - представить будущую схему разделения труда, проанализировать ее и в случае необходимости внести поправки до ее окончательного оформления.
7. Компоновка потоков в цехе.
Закончив расчет проектируемого потока, приступают к размещению потоков на плане цеха, руководствуясь при этом предварительным расчетом, монтажным графиком и технологической схемой разделения труда.
8. Расчет объема незавершенного производства.
Расчет необходимого объема незавершенного производства имеет большое значение, так как результаты расчета используются в оперативном планировании, при определении потребности в оборотных средствах и т. д.
9. Организация технического контроля продукции и внутрифабричного транспорта.
Осуществление производственного процесса в проекте связано с транспортировкой различных материалов и полуфабрикатов. Время, затрачиваемое на перемещение деталей, узлов или готовых изделий от исполнителя к исполнителю, на проверку качества изделий и складирование продукции, оказывает влияние на длительность производственного цикла. Сокращение времени на транспортировку и полное использование конвейера являются важнейшими задачами организации внутрифабричного транспорта.
При разработке проектов технологических процессов швейно-трикотажного производства необходимо решить ряд организационно-технических задач:
внутрифабричной специализации потоков по ассортименту, рациональной организации производства и труда;
внедрения прогрессивной технологии, режимов пошива трикотажных изделий;
внедрения пачковой системы запуска и маршрутной системы прохождения продукции;
внедрения современного технологического оборудования;
разработки и внедрения средств малой механизации, нестандартного оборудования, транспортных средств.
Внедрение перечисленных мероприятий позволит повысить производительность труда в швейных потоках в среднем на 30-35 %.
Внутрифабричная специализация проводится в такой последовательности:
рассматривается производственная программа на год, производится разбивка ассортимента изделий на группы: свитеры, джемперы и т. д.; женские и детские платья; женские и детские костюмы; ассортимент с плоскофанговых машин; мужские и детские сорочки; нижнее белье и т. д.;
производится перерасчет потоков, рассчитывается их годовая мощность и проводится перераспределение ассортимента изделий по потокам.
Расчет потока ведется с учетом 10 %-ного резерва рабочих мест, что позволяет достичь наибольшей маневренности при смене моделей благодаря запланированному резерву оборудования.
Разработка поузловой технологии позволяет внедрить в отрасли наиболее передовые приемы работы, режимы обработки, единые нормы времени, повысить качество выпускаемой продукции.
Разработка и внедрение рациональных форм организации производства и труда, поузловой технологии основаны на применении пачковой системы запуска деталей кроя в поток. Эта система по сравнению с поштучной системой запуска имеет ряд преимуществ. Работница, получив пачку из 10-20 шт. деталей, работает непрерывно, в определенном ритме, не отвлекаясь. При пачковой системе запуска время на выполнение вспомогательно-переместительных приемов сокращается на 5-8 %. Пачковая система запуска дает возможность применить маршрутную систему прохождения и учета продукции, которая заключается в следующем.
На каждую партию кроя из раскройного участка (цеха) выписывается маршрутный лист в пяти экземплярах, которые распределяются по технологическим переходам в такой последовательности: два экземпляра прикладываются к карте раскроя, третий экземпляр остается в швейном цехе, четвертый - на выпускном участке и один экземпляр поступает на склад готовой продукции.
Маршрутный лист выписывают на 40-60 изделий определенного артикула, модели, но не более двух размеров и двух цветов.
Маршрутному листу присваивают номер карты раскроя. Если к карте раскроя выписывают несколько маршрутных листов, то номер маршрутного листа составляют из номера карты раскроя и порядкового номера маршрутного листа. Например: 6650/1, 6650/2 и т. д.
Ежедневно бригадир раскройного цеха (участка) составляет отчет о поступлении полотна в цех (на участок) (по карте раскроя) и передаче кроя в швейный цех (по маршрутным листам). Крой в швейный цех (на участок) поступает с тремя маршрутными листами. Бригадир запуска на основании маршрутных листов регистрирует полученный крой в регистре, который заполняется в двух экземплярах. Контроль за перемещением полуфабрикатов в процессе обработки осуществляют запускальщица и бригадир.
К маршрутному листу каждой пачки запускальщица выписывает паспорт для учета выработки исполнителей. Паспорту присваивается номер пачки. Размер пачки зависит от веса деталей кроя и колеблется от 5 до 10 шт. Маршрутные листы передают бригадиру участка выпуска изделий.
При обнаружении брака по вине исполнителя швейного цеха (участка) контролер указывает в паспорте количество бракованных изделий и возвращает их исполнителю на переделку.
При обнаружении брака по вине исполнителя раскройного цеха (участка) выписывают акт, который прикрепляют к маршрутному листу.
При сдаче готовой продукции на склад оформляют следующие документы: реестр сдачи маршрутных листов, ведомость учета движения полуфабрикатов на каждую модель, общую сводную ведомость.
Отчет вместе с регистром сдают в бухгалтерию. Паспорта передают учетчику для подсчета выработки исполнителей.
Внедрение маршрутной системы позволяет усовершенствовать организацию производства по технологическим переходам, повысить личную ответственность работниц за выполнение операций, улучшить качество пошива, контроль за выработкой, учет готовой продукции, сократить объем незавершенного производства. Внедрение пачковой системы запуска и маршрутной системы прохождения и учета продукции обеспечивает рост производительности труда на 10 %.
Маршрутная система дает возможность организовать на предприятиях несъемный технологический процесс. Это значительно улучшает технико-экономические показатели производства в результате сокращения объема незавершенного производства.
Специализация швейных потоков, внедрение рациональной организации труда ведут к специализации рабочего места по выполнению определенной операции. Это позволяет использовать новое оборудование, оснащенное различными устройствами (для автоостанова и пуска машины, обрезки ниток) и приспособлениями, внедрять машины полуавтоматического действия.