Обработка края борта при перелицовке не отличается от такой же работы при пошивке изделий из новых тканей.
Край борта оформляют подбортом, который складывают с полой лицевыми сторонами и приметывают.
При наметывании подборта на полу необходимо старые прорези петель на подборте точно совместить с прорезями на поле и закрепить подборт вокруг прорезей петель приметочными стежками.
После прикрепления подборта к поле вокруг прорезей петель наметывают подборт к другим участкам наметочными стежками так, чтобы края подбортов точно были совмещены с краями полы или чтобы они перекрывали их на 2—3 мм.
Во время приметки подборт посаживают в области лацкана по длине и ширине полы. Это необходимо для того, чтобы лацканы в готовом изделии плотно прилегали к полам.
Величина посадки зависит от способности ткани к усадке и от формы лацкана. В верхней части лацкана между точками а, б (рис. 77, I) подборт посаживают примерно на 4—7 мм; по длине лацкана, между точками в, д — на 7—10 мм; между петлями отрезок д—д1 — на 2—3 мм, между точками д1—е на 3—4 мм, в нижнем углу полу изделия посаживают между точками е, ж — на 2—4 мм.
Подборта наметывают на полу ручными наметочными стежками на расстоянии 15—20 мм от ее края. Длина стежков на лацкане — 7—10 мм, а по всей длине подборта — 15—25 мм.
Подборта наметывают на полы с левого борта, так как с него удобнее начинать наметку сверху к низу изделия.
После наметки подбортов на полы сутюживают посадку по лацканам и всем участкам бортов.
Перед обтачкой борта по специальному лекалу помечают мелом или карандашом; обмелку делают до концов лацкана и углов низа пол, как показано на рис. 78.
Рис. 78. Левая пола, подготовленная к обтачке бортов:А, Б — лекала для обмелки углов полы и их положение на детали; В - подборт; 1, 2, 3 — контрольные точки.
Меловые линии обязательно наносят на 2—3 мм дальше линии старого шва для того, чтобы край борта проходил по сохранившейся от износа ткани.
После этого обтачивают левый борт от точки б по направлению к низу до внутреннего края подборта точки ж1 (рис. 77, 1), а правый борт обтачивают, наоборот, снизу от точки ж1. Машинную строчку при обтачке бортов прокладывают между краем кромки и краем меловой линии и параллельно срезам пол. На верхнем и нижнем углах бортов шов закругляют 2—3 стежками. Начало и конец строчки закрепляют.
Точность шва обтачки проверяют при помощи лекала, затем удаляют сметочные строчки из подбортов и кромки, и шов обтачки бортов разутюживают на спецколодке до плотного прилегания краев шва. Излишки ширины шва, если они имеются, обрезают.
После обрезки ширина краев шва должна быть 2,5—4 мм; борта вывертывают на лицевую сторону, углы лацкана и пол выправляют при помощи спецколышка и борта выметывают. Эти операции осуществляют вручную или на машине цепного стежка на расстоянии 7—10 мм от края борта.
Лацканы выметывают со стороны полы, а борта — со стороны подборта. При выметке лацканов и бортов следует образовать кант: по лацкану со стороны подборта, а по борту — со стороны полы.
Кант по лацкану и борту равен 1—1,5 мм. Частота выметочных стежков — 3—5 на 5 см.
До выметки бортов край низа изделия подгибают по меловой линии наизнанку и закрепляют заметочной строчкой.
Чтобы подборта и посадка на лацкане заняли правильное положение, необходимо со стороны подборта проложить три приметочные строчки: первую — в 2—2,5 см от края полы по всей ее длине, вторую — от внутреннего края подборта к вершине лацкана (при этом подборт равномерно посаживают) и третью — около внутреннего края подборта, в 2—2,5 см от его среза.
Борта и низ изделия плотно утюжат: лацканы — со стороны полы, борта — со стороны подбортов. Края бортов при этом тщательно выправляют.