В боковых прорезных карманах быстро изнашивается мешковина, нижний край отверстия — рамки и участки ткани в концах отверстия кармана.
При починке мешковины кармана отпарывают подкладку от низа изделия, чтобы к ней был свободный доступ.
Если при проверке карманной ткани установлено, что она достаточно прочна, а мешковина изношена только по нижнему краю, то этот край затачивают выше износа на 1—2 см.
При сильном износе мешковину кармана заменяют новой. Для этого старую мешковину отпарывают, по ее размерам вырезают новую и притачивают к срезу обтачки и подзора, стачивая стенки обычным швом.
Если вместе с износившейся мешковиной нужно заменить и нижнюю обтачку отверстия кармана, то отпарывают скрепки на карманах, распарывают нижнюю рамку, вывертывают обтачку на лицевую сторону и шов пришива обтачки отутюживают. После утюжки обтачку отпарывают. Когда ширина старой обтачки достаточна, то износившийся край ее обрезают на уровне сохранившейся от износа ткани и обтачку притачивают к поле изделия обычным способом по нижним краям. Шов, прикрепляющий обтачку к поле, делается шире на 2—3 мм по сравнению с ранее существовавшим швом.
Если ширина обтачки недостаточна, то ее заменяют новой, которую вырезают из подбортов изделия.
К вырезанным подбортам пришивают полоски другой ткани, подобранной по цвету и структуре.
После притачки обтачки к поле шов разутюживают на специальной колодке. Обтачку выворачивают наизнанку, заметывают край рамки и прострачивают по линии шва.
После ремонта ширина новой нижней рамки кармана будет больше старой на 2—3 мм.
Ширина рамки зависит от степени износа деталей, ширины шва пришива обтачки к поле и колеблется от 4 до 20 мм.
Мешковину кармана стачивают кругом и одновременно закрепляют концы отверстия, кармана, ставя на них закрепки. После этого подшивают подкладку по низу изделия.
При ремонте одновременно нижнего и верхнего краев кармана работа значительно усложняется, так как весь карман приходится распарывать, а затем отверстие сметывать частыми стежками, вырезать новые обтачки из того же материала, что и верх.
Ширина и длина обтачек должна быть такой, чтобы можно было оформить изношенные края карманов.
С лицевой стороны полы намечают две линии, которые наносят на сохранившейся от износа ткани.
По этим линиям к полам притачивают обтачки с таким расчетом, чтобы длина швов пришива обтачек равнялась длине клапана.
Швы пришива обтачек плотно разутюживают и обе обтачки расправляют, намечая на каждой из них по меловой линии.
На верхнюю обтачку наносят линию притачки клапана, а на нижнюю — линию края отверстия кармана. После чего на нижней обтачке по меловой линии прокладывают сквозными стежками пить, для того чтобы перевести меловую линию наизнанку обтачки. Пользуясь стежками, вдоль линии к изнанке обтачки приметывают полоску ткани, выкроенную вдоль основных нитей.
Верхний край полоски пришивают к обтачке подшивочными стежками, незаметными с лицевой стороны. Полоска предохраняет край отверстия от растяжения. Она заменяет так называемый долевик.
По меловой линии обычным способом притачивают к поле клапан, при этом боковые стороны клапана должны точно совпадать с концами отверстия кармана. После притачки клапана оформляют отверстия кармана; делают разрез в поле для кармана и соответствующие надсечки — в концах отверстия.
Рис. 34. Карманы на левой поле пиджака:I — карман до ремонта; II карман после ремонта; А — изношенные края отверстия кармана; Б — отверстие кармана после ремонта, В — закрепки; 1, 2 и 3,4 — линии пришива обтачек.
Заметывают нижний и верхний края отверстия кармана, закрепляют нижнюю рамку машинной или ручной строчкой, которую прокладывают по линии 3-4 притачивания обтачки к поле (рис. 34, II). Затем к шву клапана притачивают подзор с мешковиной и скрепляют концы отверстия кармана, одновременно обтачивая боковые стороны мешковины кармана.
При скреплении концов отверстия кармана аккуратно расправляют (уголки) обтачку так, чтобы скрепление проходило вдоль боковых линий клапана.
Вдоль верхнего края отверстия кармана, если нужно по фасону, прокладывают отделочную строчку по линии 1—2 притачивания верхней обтачки к поле. Затем ручным способом или на машине 27 или 19 класса делают закрепки длиной 12—15 мм и производят утюжку.
Поврежденный клапан отпарывают и заменяют новым. Если нет материала для нового клапана, то карман обрабатывают без клапана в рамку.