При перелицовке и ремонте одежды рекомендуется ряд работ выполнять на специальных машинах, что сокращает время на отдельные операции и улучшает качество ремонта.
Ниже перечисляются специальные машины, которые могут быть использованы в ателье и мастерских бытового обслуживания.
Машины М-7 и СМ-2.
Машины М-7 и СМ-2 (рис. 106) являются стегально-пошивочными потайного стежка, потому что стежки видны только с одной стороны сшиваемых тканей.
Рис. 106. Машина потайного стежка (М-7).
Скорость машины М-7 — 2500 об/мин, машины СМ-2 — 3500 об/мин. Места смазки машины М-7 показаны на рис. 108.
Машины шьют однониточным цепным стежкам (рис. 107), который применяется при выполнении одних и тех же операций. Строчка этих машин легко распускается.
Рис. 107. Строчка машин потайного стежка: I — сверху, II — в разрезе; III — распускание стежков; А — ткань; Б — швейная нитка.
Машина СМ-2 (новая) отличается от машины М-7 несколько большими размерами, работает с повышенной скоростью, рукав имеет вылет и детали закрыты. Длину стежка можно увеличивать до 12 мм, в то время как размер стежка машины М-7 является постоянным. В остальном обе машины одинаковы.
Названные машины можно использовать: для стежки подворотника и лацканов; пришивки внутреннего края кромки к прокладке, одновременной пришивки внешнего края кромки к прокладке и одновременной пришивки внешнего края кромки по сгибу лацкана; пришивки внешнего края кромки к поле и внутреннего края подборта к прокладке полы; пришивки шва обтачки бортов к прокладке и шва низа жакета при обработке изделия в чистый край; пришивки долевика боковых карманов к бортовой прокладке и верхнего края прокладки к низу рукава и др.
Наибольшее распространение имеет описываемая ниже машина М-7.
Основные органы машины: игла, петлитель, двигатель ткани, выгибатель (плунжер).
Игла 1 (рис. 106) имеет изогнутую форму и движется поперек строчки, совершая колебательные движения.
Ткани кладут горизонтально под игольную пластинку 2; при помощи выгибателя они выдавливаются снизу вверх через прорезь игольной пластинки.
Игла, двигаясь слева направо по дуге, прокалывает верхнюю ткань насквозь, а нижнюю — не на всю толщину. Петлитель входит в петлю, расширяет ее и подставляет под движущуюся иглу; каждая последующая петля удерживается предыдущей.
Двигатель ткани представляет собой зубчатую пластинку (рейку), расположенную сверху над тканями в прорези игольной пластинки.
При захвате ткани рейка опускается и после передвижения ткани на один стежок поднимается вверх и возвращается в первоначальное положение.
Работу нижнего двигателя ткани выполняет выгибающий диск (плунжер), который совершает колебательные движения. Диск снабжен зубом, который продвигает ткань одновременно с рейкой.
В машине имеются лапки, прижимающие ткани к зубьям рейки. Лапки и выгибающий диск помещены на качающейся платформе 3, которая называется мостиком. Осью 4 мостик присоединен к платформе машины 5 и может опускаться и подниматься (рис. 106).
Под рабочим столом мостик соединен с правой педалью. При нажиме на педаль мостик опускается, вместе с ним опускаются лапки и выгибающий диск. При освобождении педали мостик поднимается, лапки прижимают ткани к игольной пластинке, а диск выдавливает их через прорезь игольной пластинки.
Рис. 108. Механизмы машины М-7:1—16 — места смазки.
Установка иглы. Иглу в иглодержатель вставляют до упора, острым концом вправо, при этом маховое колесо поворачивают так, чтобы игловодитель занял крайнее левое положение. После этого ослабляют винт, вводят под иглодержатель головку иглы. Острый конец иглы должен быть обращен к работающему.
Нитку ведут в направитель 6, вдевают снизу вверх в ушко игловодителя 7, а затем снизу вверх в ушко иглы, отведенной в крайнее левое положение (рис. 106).
Регулировка натяжения нити в машине М-7 производится так же, как и в машинах 4 класса ПМЗ и 22-А. Нитку заводят между тарелочками 8 (рис. 106) регулятора натяжения.
Натяжение нити можно усилить или ослабить при помощи регулятора натяжения.
Натяжение нити в машине М-7 слабее натяжения нити в стачечных машинах.
Регулировка глубины прокола тканей. Глубина прокола нижней ткани зависит от высоты подъема мостика и выгибающего диска. Для увеличения глубины прокола следует вывинчивать головочный винт 9, находящийся под мостиком (рис. 106), поворачивая его против часовой стрелки.
При вывертывании этого винта диск поднимается и сильнее выгибает ткань. При завинчивании винта (по часовой стрелке) выгиб и глубина прокола уменьшаются.