Заправку верхней нитки в иглу во всех машинах производят почти одинаково. Поэтому ниже описываются правила заправки нитки в машину 22-А класса.
При заправке верхней нитки рычаг нитепритягивателя ставят в крайнее верхнее положение (рис. 98). Катушку ниток устанавливают на специальный держатель и нитку проводят в направитель 1, затем нитку с правой стороны вводят между тарелочками регулятора натяжения 2 и заводят за пружину 3, находящуюся сверху регулятора.
После этого нитку заправляют за нитенаправляющий угольник 4, проводят вверх через нитепредохранитель 5 и пропускают справа налево через ушко нитепритягивателя 6. От нитепритягивателя нитку направляют в нитенаправители 7 и 8, находящиеся на фронтовой доске, и проводят через нитенаправитель под иглодержателем 9, затем слева направо вдевают в ушко иглы 10. Слегка потянув за конец нитку, сматывают с катушки 8—10 см нитки и подводят конец под лапку 11 (рис. 98).
Рис. 98. Головка машины с заправленной верхней ниткой: А — головка машины; Б — стержень лапки; 1-11 — порядок заправки 13 — игольная пластинка верхней нитки; 12 — нитка.
Наматывание нитки на шпульку производят при помощи автоматической моталки (рис. 99), основание которой прикрепляют к рабочему столу против махового колеса 2. С основанием 7 соединена рама 8, через которую проходит шпиндель 3. На левом конце шпинделя имеется желобчатое колесо 4, расположенное точно против ремня 11 и надетое на маховое колесо 2.
Рис. 99. Моталка: 1 — стойка машины; 2 — маховое колесо; 3 — шпиндель; 4 — колесо; 5 — защелка; 6 — язычок защелки; 7 — основа; 8 — рама; 9 — регулятор натяжения нитки; 10 — шпулька; 11 — приводной ремень; 12 — нитка.
На правый конец шпинделя надевают шпульку 10. Нитку 12 от катушки заправляют в регулятор натяжения 9 и ее конец несколько раз обвивают вокруг шпульки 10. После этого работающий отводит от себя рамку моталки так, чтобы шкив шпинделя прижался к приводному ремню 11. Под рамку моталки заводят специальную защелку 5, при этом язычок 6 защелки располагается между стенками шпульки, и моталка оказывается запертой в рабочем положении.
Для намотки шпульки включают машину. Ремень 9 приводит в движение маховое колесо и шпиндель моталки с надетой на него шпулькой. Так как нитка заправлена в тарелочки регулятора 9, то она движется с определенным натяжением, а язычок 6 защелки укладывает ее ровными рядами на шпульке.
Когда нитка намотана на шпульку в нужном количестве, она отклоняет язычок 6 защелки 5 и выводит защелку из-под рамы, то есть выключает моталку.
Заправка нижней нитки в машины 22-А и 4 класса ПМЗ почти одинакова. При заправке нитки и установке шпульного колпачка в машине 22-А класса (рис. 100) шпульку 2 с намотанной ниткой 3 берут правой рукой так, чтобы при разматывании нитка сматывалась со шпульки слева направо; колпачок 1 берут левой рукой и держат так, чтобы прорезь 4 для нитки была расположена сверху. Шпульку вкладывают в колпачок, а конец нитки проводят через прорезь в шпульном колпачке.
Одновременно нитку подводят под пружину 5, регулирующую ее натяжение.
Нитку со шпульки сматывают справа налево, как показано стрелкой на рис. 100.
Рис. 100. Заправка нижней нитки в шпульный колпачок: 1 — колпачок; 2 — шпулька; 3 — нитка; 4 — прорезь в шпульном колпачке; 5 — пружина.
После заправки шпульки в колпачок нужно потянуть нитку за конец, чтобы проверить правильность заправки и степень ее натяжения.
При установке колпачка на место следует повернуть маховое колесо так, чтобы игловодитель занял крайнее верхнее положение, после этого пальцами левой руки открыть рычажок защелки (рис, 101), надеть колпачок со шпулькой на шпильку держателя, протолкнуть его внутрь держателя и проверить, хорошо ли заперся колпачок, предварительно опустив рычажок защелки.
Рис. 101. Заправка нижней нитки: I — установка и извлечение шпульного колпачка; II — прием вытаскивания нижней нитки.
После установки колпачка на место выводят нижнюю нитку на верх игольном пластинки. Для этого пальцами левой руки удерживают конец верхней нитки 3, а правой провертывают маховое колесо, чтобы нижняя и верхняя нитки переплелись, затем, потянув вверх нитку 3 (рис. 101,11), вытаскивают наверх нижнюю нитку 4 через глазок игольной пластинки 5. Концы обеих ниток подводят под лапку 6 (рис. 101, 11).
Регулировка натяжения ниток. Высококачественные строчки и швы можно получить только в том случае, если натяжение верхней и нижней ниток будет правильно отрегулировано.
В зависимости от толщины ткани, номера ниток и вида выполняемой работы натяжение ниток должно быть большим или меньшим.
Регулировка натяжения верхней нитки. Для регулировки натяжения верхней нитки служит регулятор натяжения, закрепленный на головке машины (рис. 102). Регулятор состоит из двух тарелочек 1, надетых на шпильку 2; тарелочки прижимаются одна к другой при помощи пружины 3.
Рис. 102. Регуляторы натяжения ниток: I — регулятор натяжения верхней нитки; II — шпульный колпачок: 1 — две тарелочки: 2 — шпилька; 3 — пружина; 4 — гайка; 5 - нитка; 6 — пластинчатая пружина; 7 — колпачок; 8 — винт; 9 — отвертка.
При заправке машины нитку заводят между тарелочками, которые зажимают ее. Чтобы изменить натяжение нитки, надо усилить или ослабить давление пружины. На шпильку 2 навинчена гайка 4; вращением гайки по часовой стрелке увеличивают давление пружины на тарелочки. Если нужно уменьшить натяжение нитки, то гайку нужно повернуть против часовой стрелки.
Натяжение верхней нитки нужно регулировать при опущенной нажимной лапке.
Регулировка натяжения нижней нитки. Степень натяжения нижней нитки зависит от того, с какой силой она зажата между пружиной 6 и стенкой шпульного колпачка 1 (рис. 102, II). Для изменения силы прижима пружины на ней имеется винт 8, при помощи которого увеличивают или уменьшают давление пружины на нитку, то есть натяжение нитки.
Сильно натянутая нижняя нитка не будет переплетаться с верхней ниткой в середине сшиваемых тканей, а будет располагаться на поверхности нижней ткани. И наоборот, если верхняя нитка слишком сильно натянута, то она будет располагаться на поверхности верхней ткани.
Регулировка длины стежка. Длину стежка устанавливают в зависимости от назначения строчки и вида ткани. В машине 22-А класса длину стежка изменяют посредством рычага переключения и винта регулятора (рис. 103). Рычаг переключения 1 находится в нижней части рукава машины. Винт 2 регулятора фиксирует положение этого рычага. На торцовой поверхности головки винта регулятора имеется шкала с делениями от 1 до 5 мм, между которыми находятся промежуточные деления.
Рис. 103. Рычаг переключения и винт регулятора длины стежка: 1 — рычаг; 2 — винт.
Цифры на головке винта указывают длину стежка в миллиметрах. Наибольшая длина стежка равна 5 мм. Для уменьшения длины стежка рычаг переключения опускают вниз и ставят в среднее положение.
Головку винта регулятора нужно поворачивать по часовой стрелке до тех пор, пока цифра или соответствующее деление, характеризующее размер стежка, не окажется против выступающего из рукава запорного штифта; затем рычаг опускают, и он под действием пружины, находящейся внутри рукава машины, занимает соответствующее положение.
Для увеличения длины стежка винт регулятора поворачивают против часовой стрелки, не передвигая рычаг. Чтобы машина шила в обратном направлении, т. е. чтобы ткань передвигалась по направлению к работающему, нужно рычаг переключения опустить вниз до упора. При этом установленная длина стежка не изменится.
Изменять направление подачи ткани можно в любое время работы машины.