Стачивающие машины 4 и 22-А классов имеют между собой много общего, однако некоторые механизмы у них различны. Поэтому работающий на швейных машинах должен знать устройство основных механизмов этих машин и наиболее часто встречающиеся неполадки в работе, чтобы уметь самостоятельно их исправлять; он должен в совершенстве владеть правилами заправки и регулировки машины, хорошо знать правила эксплуатации, а также порядок чистки и смазки механизмов машины.
Рис. 96. Швейная машина 22-А класса: 1 — платформа; 2 — рукав; 3 — стойка; 4 — головка; 5 — фронтовая доска; 6 — маховое колесо; 7 — приводной ремень.
Все стачивающие машины (рис. 96) имеют платформу 1 и рукав 2. Правую часть рукава называют стойкой рукава 3, а левую часть — головкой машины 4, которая прикрыта фронтовой доской 5.
В стачивающих машинах имеются механизмы: иглы; челнока; продвигателя ткани; нитепритягивателя; лапки.
Внутри рукава машины в долевом направлении расположен главный вал, удерживаемый тремя втулками (машина 4 класса). Для приведения вала во вращение на его заднем конце закреплен маховик 6 (рис. 96).
Механизмы машины получают движение от главного вала, который приводится в движение от индивидуального мотора или трансмиссии.
Скорость машины 4 класса ПМЗ — 2200 об/мин (но она может работать и с повышенной скоростью — до 2500 об/мин.).
Машина имеет кривошипно-шатунный механизм иглы и колеблющийся центрально-шпульный челнок со шпульным колпачком.
Скорость машины 22-А класса ПМЗ — 3500 об/мин. Челнок этой машины совершает вращательное движение. Поэтому предельная рабочая скорость указанной машины больше скорости машины 4 класса. Кроме того, она приспособлена для обратного хода ткани. Машины 22-А класса находят все большее распространение в швейной промышленности и заменяют машины 4 класса. Однако машин 4 класса еще очень много, поэтому ниже в общих чертах приведена конструкция и порядок эксплуатации этих машин.
Машина 4 класса ПМЗ снабжена колеблющимся челноком и шьет двухниточным челночным стежком.
Переплетение верхней и нижней ниток происходит внутри сшиваемых тканей, поэтому стежки образуют с обеих сторон сшитых тканей строчку, напоминающую вид пунктирной линии. Такая строчка не расплетается, имеет красивый внешний вид, для ее образования нужно немного ниток. К недостаткам строчки следует отнести: малую способность растяжения, то есть слабую эластичность вдоль строчки, поэтому ее нельзя использовать для сшивания сильно вытягивающихся тканей, а также деталей из тканей, раскроенных под углом к основным и уточным нитям; уменьшение прочности верхней нитки из-за трения нитки об иглу, ткань и детали, с которыми она соприкасается.
Образование стежка происходит так: игла, опускаясь вниз, прокалывает ткань и проводит в образовавшееся отверстие свою нитку, после чего игла начинает подыматься вверх, и под поверхностью ткани, в результате трения нитки о ткань, возникает петелька, которую захватывает носик челнока; постепенно поворачиваясь, челнок расширяет петельку и обводит ее вокруг шпули, помещающейся внутри челнока.
Челнок доводит петлю немного больше чем до половины шпули, затем останавливается и начинает двигаться в обратном направлении. В это время нитепритягиватель подтягивает петлю верхней нитки вверх, обводит ее вокруг второй половины шпули и, затягивая нитку, образует стежок в ткани. При этом нитка сматывается с катушки для образования следующего стежка.
Челнок находится в челночном комплекте, который винтами прикреплен к платформе машины.
Механизм двигателя ткани расположен под платформой машины. Верхняя часть двигателя ткани представляет coбoй зубчатую пластинку, находящуюся в прорези игольной пластинки, под лапкой. Двигатель захватывает ткань, лежащую на поверхности платформы машины, и, после того как игла выйдет из нее, продвигает ткань дальше на установленную величину стежка.
Зубчатая пластинка двигается от работающего и после образования стежка поднимается вверх, продвигая зубьями ткань на величину шага стежка; затем пластинка опускается вниз и, двигаясь под платформой машины, возвращается в исходное положение.
Лапка, находящаяся в головке машины, предназначена для прижима ткани к платформе машины. Перед тем как подложить ткань под лапку или вынуть ее после сшивания, лапку поднимают. При сшивании ткани лапка должна быть опущена.
Машина 22-А класса (рис.96) с вращающимся челноком почти не отличается от машины 4 класса ПМЗ. Поэтому работа механизма этой машины по образованию стежков не описывается.
Челнок машины 22-А класса совершает вращательное движение и за один оборот главного вала делает два оборота, т. е. за время образования одного стежка поворачивается два раза. Это нужно для того, чтобы за время холостого хода челнока механизмы, участвующие в образовании стежка (нитепритягиватель и двигатель ткани), успели выполнить предназначенную им работу.
В машине 22-А класса имеется приспособление для обратного продвижения сшиваемых тканей; его с успехом применяют при закреплении конца строчки, что способствует повышению производительности труда.