Легкое женское платье - самая разнообразная, многофасонная группа одежды. Одним из этапов создания форм одежды является моделирование. Практически моделирование включает в себя выбор и разработку модели. Выполняется оно многими способами: конструктивным, муляжным и другими.
Конструктивным способом моделирования чаще пользуются закройщики ателье, они выполняют раскрой непосредственно на ткани без лекал. Когда же встречаются сложные модели с резными линиями, драпировками, моделирование выполняют другими способами. Например, для разработки театральных платьев, при создании первичных образцов моделей в лабораториях швейных фабрик одежды, Домов моделей пользуются муляжным способом.
Самое широкое применение получил способ моделирования по заранее изготовленной конструктивной основе. Он применяемся на швейных фабриках, в ателье индивидуального пошива одежды, а также используется в практике тex, кто умеет шить самостоятельно.
Приступая к практическому моделированию, надо получить хотя бы общее представление о теории создания моделей, которая включает разработку таких вопросов, как физические свойства тканей, выбор фасона, соответствующего назначению платья, фигуре, возрасту, фактуре и рисунку ткани, применение отделок, соблюдение правильных пропорций, подбор цветов.
Выбирая фасон по журналу, необходимо в первую очередь определить, соответствует ли он назначению платья, фигуре, возрасту и ткани. Эти вопросы находятся в тесной взаимозависимости.
Соответствие модели назначению платья - одни из важных моментов в моделировании. По назначению различают платья домашние, повседневные, для отдыха и нарядные. Домашние, повседневные и платья для отдыха изготавливаются, как правило, из более простых тканей, которые легко стираются, чистятся, фасоны подбираются несложные. Эти платья приходится часто стирать или чистить, поэтому форма их должна быть предельно простой, здесь не нужны лишние линии и детали. Наличие каждой детали должно быть оправдано. Например, кармин необходим в домашнем платье и необязателен в платье для улицы, в нарядном, накладной манжет не нужен в домашнем платье и т. д.
Нарядные платья шьют из более красивых, дорогих тканей, преимущественно с гладкой поверхностью. В таких платьях можно применять сложные линии, различной конфигурации воротники, манжеты и другие детали. В выбранном фасоне платья все должно быть в меру, без перегрузки деталями, линиями, особенно разнородными.
Не менее важный вопрос в моделировании - подбор модели в соответствии с особенностями фигуры, возрастом.
Модель и силуэтная форма платья должны обязательно соответствовать ткани - ее физическим и технологическим свойствам, фактуре, рисунку
Физические свойства тканей - упругость, осыпаемость, растяжимость, усадка, раздвижка нитей в швах и т. д.
Ткани, не обладающие упругостью, легко мнутся, одежда в этом случае быстро теряет свои вид. Их лучше использовать для домашней, свободной одежды. Для нарядных платьев, плотно облегающих фигуру, не отрезных по талии, подходят мягкие эластичные ткани.
Некоторые ткани обладают большой осыпаемостью по обрезным краям деталей кроя. В платьях из них следует избегать резных линий, кокеток, подрезов, прорезных карманов, вытачных петель, а также необходимо увеличивать припуски на обработку и швы. Большой осыпаемостью обладают шерстяные и хлопчатобумажные ткани с редким переплетением, с высокой круткой пряжи (особенно креповые и др.).
Растяжимость ткани необходимо учитывать не только при выборе фасона, но и при обработке изделия. Большой растяжимостью обладают креповые ткани с рыхлой, пушистой поверхностью, редким переплетением (крепы и другие). Они легко растягиваются в швах, неравномерно вытягиваются под утюгом, особенно легко растягиваются в косом направлении. Выбирая форму платья, в этих случаях следует избегать резных линий, косого направления ткани в деталях. Если приходится все же применять резные линии, косые срезы, их надо оттягивать под утюгом и затем выравнивать на примерке.
Усадка тканей бывает самая различная: полезная, отрицательная, постоянная и временная.
Одни ткани обладают большой усадкой, другие меньшей. Как правило, ткани дают значительную усадку по нитям основы (вдоль полотнища) и меньшую по нитям утка (ширине). Плотные ткани обладают меньшей усадкой, рыхлые с редким переплетением - большей. Большая усадка свойственна штапельным тканям (до 10-14%). Усадка ткани по длине в процессе ее эксплуатации - отрицательное свойство.
Чтобы избежать укорочения платья в носке, ткань следует декатировать. Обычно ткани проходят декатировку на фабриках, но она бывает недостаточной. Поэтому каждой женщине полезно знать, как продекатировать ткань в домашних условиях:
В воду с уксусом (на 1 литр воды - 1 столовая ложка уксуса) окунают чистую ненакрахмаленную простынь, отжимают ее, расстилают на столе и на нее накладывают одним слоем ткань. Затем складывают простынь с тканью ровно, без зажимов, полосками шириной 15-20 см и пропаривают полученную стопку утюгом, не заутюживая сгибов. После пропаривания ткань надо выдержать 2-3 часа в простыне, после чего вынуть из простыни и проутюжить вдоль кромок. Если ткань окажется слишком влажной, ее следует досушить, развешивая без заломов. Пересушивать ткань не рекомендуется.
Полезной усадкой обладают чистошерстяные ткани, благодаря такому свойству можно изменять форму изделия на отдельных участках - создать нужную выпуклость в верхней части полочки, оттянуть передние срезы рукавов и пр.
В последнее время выпускается большое количество тканей, плохо поддающихся утюжильной обработке, в связи с чем изменяются и способы конструирования. Так, получает распространение конструктивный способ создания формы одежды с минимальной влажно-тепловой обработкой или совсем без нее. Влажно-тепловая обработка заменяется вытачками, складками, рельефами и т. д.
Одни ткани обладают временной усадкой, которая не возобновляется после декатирования, другие - постоянной. Постоянную усадку имеют ткани, которые уменьшаются в размерах после стирок и затем снова растягиваются под утюгом (некоторые крепы).
Одно из отрицательных свойств тканей - раздвижка нитей в швах (рогожка, пике и др.). Выбирая фасон изделия, следует избегать плотно облегающих форм, резных линий. Платье должно быть предельно простым, без лишних деталей.
При моделировании также учитывается действие температуры утюга на ткань. Одни ткани утюжатся при более высокой температуре (лен, хлопок и пр.), другие - при более низкой (ткани из искусственных волокон). Выполняя изделия из тканей с примесью искусственных волокон, обтачные края фиксируют с помощью строчек, а не влажно-тепловой обработкой. На утюжильную обработку их затрачивается больше времени, чем на изделия, выполненные из натуральных волокон, поэтому модели не рекомендуется усложнять.
Многие ткани с примесью искусственных волокон под действием высокой температуры теряют цвет, плавятся, теряют прочность. Для них температуру утюга снижают до 180-160 градусов. Гладить рекомендуется через влажную, мягкую проутюжку (из фланели).
Следует учитывать такую особенность некоторых тканей, как прозрачность. В изделиях из них не должно быть склад, воротников, карманов, лишних швов, так как в местах многослойности детали имеют более темный цвет. В платьях из таких тканей можно использовать плиссе, драпировки, шарфы, тюпики, пелерины. Важно также подобрать чехол по цвету ткани.
Изделие не имеет вида, если оно изготовлено из неправильно подобранной или вышедшей из моды ткани.
Изменение силуэтов и линий диктуется не только желанием изменить, обновить формы одежды, но и появлением тканей новых фактур и свойств. Их ассортимент обогатился такими тканями для нарядных платьев, как шерсть и шелка с волокнами люрикса, трикотаж новых подработок, ацетатные, лавсановые, нетканые, пленочные, дублированные ткани и др.
Ткани вырабатываются из различных видов пряжи, всевозможных видов переплетения, что определяет их фактуру. Поверхность ткани в зависимости от переплетения и пряжи может быть гладкой, с начесом, зернистой, ворсовой, шероховатой, жатой, ребристой и т. д. Каждая из таких тканей требует особого внимания в выборе формы, отделок и технологии изготовления.
Самые легкие в моделировании - ткани с гладкой поверхностью, здесь почти нет ограничений в выборе отделочных швов, деталей, линий, но при этом следует учитывать, что отделочные строчки и линии лучше смотрятся на сравнительно светлых тканях, а не на темных.
На гладкокрашеных тканях хорошо смотрятся рельефы, которые широко применяются в практике конструирования и моделирования.
Все ткани требуют большого внимания в выборе как формы, так и отделок. Например, в изделиях из ворсовых тканей, плотных с крупным переплетением не рекомендуется большое наслоение ткани, то есть лучше не применять карманов, клапанов, воротников, лацканов и т. д. На этих тканях плохо смотрятся и отделочные строчки.
Особо важно при выборе фасона учитывать рисунок ткани. Ткани различают гладкокрашеные, с набивным рисунком, ткацким рисунком. К последним относятся жаккардовые, меланжевые, пестротканые и другие ткани.
Набивные рисунки по своему характеру имеют большое разнообразие: растительные, геометрические, сюжетные, абстрактные, акварельные (расплывчатые) и др.
Ткани с такими рисунками, как полоска, клетка, горох, получили название классических. Это обстоятельство говорит о необходимости их применения в изделиях классического характера, то есть устоявшихся простых, лаконичных форм, когда не требуется большого нагромождения линий, отделок. Рисунок ткани украсит изделие, если его правильно расположить. Здесь уместно изменение направления полос или клетки на отдельных деталях. Не рекомендуется одновременное применение нескольких направлений полос, например, поперечного, долевого, косого, достаточно двух продуманных направлении полос или клетки.
Следует помнить, что узкая полоска, как и крупная клетка, зрительно увеличивает фигуру. В изделиях из таких тканей надо следить за совпадением рисунка по среднему шву спинки, по боковым швам в нижней части до талии, за совпадением рисунка в парных деталях и за тем, чтобы не было перекоса рисунка.
Особая осторожность необходима при раскрое тканей с крупным диагональным рисунком. Неудачным расположением карманов, воротника можно полностью испортить изделие. Неприемлемы слегка наклонные в рамку карманы: на одной стороне карман будет совпадать с рисунком ткани, а на другой - пересекать его. Простой отложной воротник с одной стороны будет иметь одно направление рисунка, а с противоположной - другое. Чтобы избежать таких недоработок, уместно применять асимметричное расположение деталей (например, прикрепление клапана на левой полочке вверху, а на правой полочке - на юбке платья, оформление застежки в виде выступающего мыса с пуговицей и др.).
В моделировании все рисунки тканей делятся на легкие и трудные. К легким относятся мелкие и средние рисунки, не имеющие верха и низа, на которых линию центра изделия можно провести в любом месте.
К трудным относятся односторонние рисунки, имеющие верх и низ, несимметричные крупные рисунки. В этом случае рисунок размещают так, чтобы самое яркое пятно или полоса располагались на осевой линии детали кроя и не искажали бы фигуру. Необходимо следить за совпадением рисунка на парных деталях, расположением и соединением его в швах. Рисунок ткани должен украшать изделие, а не искажать его. Следует учитывать, что на набивных тканях мало заметны рельефы, драпировки, поэтому их лучше не применять.
Необходимо особо остановиться на пропорциях костюма. Это одни из важных моментов в изготовлении одежды. От того, в каком соотношении находятся отдельные части любого вида одежды (между собой и по отношению к длине в целом), зависит характер костюма и внешний облик человека.
Существует классический тип телосложения, отличающийся гармоничными пропорциями. Классическим считается тот костюм, который своими пропорциями соответствует классическому типу телосложения.
На пропорции костюма оказывают наибольшее влияние линии талии и низа, а также соотношения его отдельных частей (лифа, юбки, рукавов, воротника и т. д.). Если мы приподнимаем линию талии и удлиняем костюм, фигура кажется более высокой, и наоборот, если мы опускаем линию талии и закорачиваем длину костюма, фигура кажется меньшего роста, менее стройной.
Примером правильных cooтношений служат гармоничные пропорции тела человека, когда все части пропорциональны между собой и в целом к росту. Пропорциональной может быть любая фигура: высокая, низкая, худая и полная. Так как одежда до некоторой степени повторяет формы тела, при ее моделировании исходят преимущественно из классического типа телосложения и его гармонических пропорций.
Негармоничной считается фигура, у которой наблюдается диспропорция: длинные ноги при коротком туловище, длинные или короткие руки по отношению к туловищу и росту и т. д.
Между частями одежды существует аналогичная зависимость правильная и неправильная.
Пропорции основных частей костюма учитываются по вертикали и по горизонтами. По вертикали различают соотношения: гармоничные, подобные и контрастные. Гармоничные соотношения обеспечиваются, когда линия талин совпадает с естественным ее расположением на фигуре. Они рекомендуются только для классического типа телосложения. Если линию талии опустить вниз, платье делится ею как бы на две одинаковые части, чем создаются подобные соотношения.
Приподнятая линия талии вверх на значительную величину создает контрастные соотношения, так как разница между деталями большая; одна деталь (лиф) получается очень маленькой по отношению к другой (юбка).
Контрастными соотношениями пользуются в случаях, когда необходимо подчеркнуть стройность фигуры, зрительно увеличить рост, уменьшить ширину плеч, скрыть недостаток фигуры. Применяя в моделировании контрастные соотношения, можно достичь художественной выразительности и оригинальности костюма. Этого трудно добиться, пользуясь подобными соотношениями.
По горизонтали различают подобные, сближенные и контрастные соотношения.
При соотношениях, называемых подобными, формы костюма близки к формам тела и плотно облегают фигуру; при сближенных соотношениях такого точного повторения нет. Если отдельные части костюма во многом отличаются от очертаний фигуру и между собой, пропорции будут контрастными.
Если костюм или платье прилегающей формы с втачным нешироким рукавом, говорят, что это подобные соотношения. Примером сближенных соотношении может служить костюм или платье полyприлегающего или прямого силуэта с чуть расширенным рукавом. Пример контрастных соотношений - платье с плотным лифом и очень широкой юбкой, узким лифом и очень пышным рукавом и т. д.
Контрастные соотношения большей частью преобладают в молодежной одежде. Одежда женщин среднего и старшего возраста чаще всего построена на сближенных пропорциях. Подобные пропорции по горизонтали, как и гармоничные по вертикали, рекомендуются большей частью для фигур классического типа телосложения.
Современная одежда выполняется преимущественно сближенных и подобных пропорций по горизонтали. Чтобы соблюдать пропорциональность в одежде, нужен опыт, тренированный глаз. Не имеет вида платье, если оно прилегающей формы (подобные пропорции), а рукав широкий. Не смотрится маленькое детское платье с увеличенным воротником вокруг тоненькой шеи и т. д.
Современная одежда должна быть красиво, высокохудожественно оформленной. Пpи ее создании надо учитывать вышеизложенные разновидности пропорций, необходимо научиться применять их соответственно индивидуальным особенностям фигуры. Определенным соотношением деталей, их расположением и величиной можно улучшить свой внешний вид и порой скрыть имеющиеся недостатки фигуры.
Немаловажное значение в костюме имеет правильный подбор отделок, их расположение на основных деталях. Отделкой могут служить канты, тесьма, мех, кружева, воланы и пр.
Главное в выборе отделок - их цветовой подбор и правильное ритмичное чередование. Неуместно применять в одном изделии строчки, канты или кружена различной ширины. Отделка должна соответствовать фактуре ткани, подбирать ее следует очень тщательно. Хорошо продуманная отделка украшает костюм, изменяет до некоторой степени его характер. Так, вышивка подчеркивает национальный характер костюма, отделка кантами может приглушить основной цвет материала или усилить его звучание. Белые кружева или отделки из белой ткани придают костюму свежесть, нарядность. Меховая отделка используется чаще в зимних костюмах, она делает костюм элегантным.
Летнее платье, украшенное воланами одинаковой ширины, приобретает легкость, женственность. Если они располагаются несколькими рядами, расстояние между ними должно быть одинаковым, то есть должна соблюдаться ритмичность в их чередовании.
С изменением моды отдается предпочтение тем или иным отделкам. Одно время было модно оформлять платья из шелковых тканей отделкой из бархата. Сейчас эта отделка вышла из моды, в современных платьях получили широкое применение отделки из трикотажа.
Пуговицы также являются украшением костюма, если они правильно подобраны по фактуре и цвeтy ткани. Самое главное в расположении пуговиц - соблюдение ритмичности. Они могут располагаться группами - по две или по три с одинаковыми интервалами между ними, в два ряда также на одинаковом расстоянии. Иногда расположением пуговиц усиливают значение композиционного центра. Например, композиционный центр выражен линией кокетки, этим уменьшается верхняя часть по вертикали, Группа пуговиц, расположенная от горловины до линии кокетки, будет не только украшением или отделкой, но и подчеркнет композиционный центр костюма.
Огромное значение в костюме имеет цвет. С цветом связывают ощущение тепла и холода, он может вызывать приятные ощущения и омрачать настроение. Недаром детская одежда для новорожденных изготавливается только пастельных цветов. Одежда серого цвета или других темных цветов не вызывает приятных ощущений, поэтому се стремятся освежить более светлыми дополнениями - шарфом, галстуком, косынкой.
Известно, что красно-оранжевые, желтые цвета, напоминающие цвет нагретого солнцем песка, называют теплыми, а зелено-голубые и синие, ассоциирующиеся со льдом, холодной водой, - холодными. Темные и холодные цвета называют отступающими: они зрительно уменьшают объем тела, а теплые и светлые - выступающими: они, наоборот, увеличивают объем тела.
Цвет костюма необходимо подобрать с учетом формы, назначения, возраста, внешнего облика человека.
Полным женщинам рекомендуются приглушенные, неяркие цвета, а худым - теплые, более яркие. Для летней одежды используются светлые и яркие цвета, для весны - пастельные; для осени - желто-коричневые в сочетании с другими. Молодым можно использовать любые цвета, только бы они сочетались с цветом кожи, волос, цветом глаз. Для молодежной одежды рекомендуются яркие цвета и контрастные сочетании их (красный и синий, желтый и фиолетовый, красный и зеленый, белый и синий и т. д.). Для женщин среднего и старшего возраста в основном рекомендуются приглушенные, смешанные цвета и не обязательно темные.
Черный, серый, бежевый и белый цвета называют нейтральными. Их свойство используют в одежде. Если основная ткань не подходит к цвету лица, ее действие можно ослабить отделкой нейтрального цвета.
Белый цвет освежает одежду, он как бы является олицетворением чистоты. Надо учитывать, что белый цвет зрительно увеличивает объем, а черный - уменьшает. Это свойство также используется в одежде. Черное платье придает строгость, деловитость и зрительно скрадывает полноту. Белый цвет освежает, делает костюм нарядным, но в то же время увеличивает объем.
Сочетание цветов в костюме могут быть гармоничными и контрастными. Гармоничные сочетания - это созвучия цветов, родственных, близких между собой. В окружении того же более насыщенного цвета они теряют в насыщенность и наоборот. На темном фоне все цвета светлеют, а на светлом - темнеют. Это свойство также надо использовать при создании одежды.
Если в костюме преобладают несколько цветов, то один из них должен доминировать, в остальные - дополнять его или выявлять. Соединять вместе лучше несколько (не больше трех) теплых или холодных оттенков одного цвета или контрастные цвета.
Цвет костюма взаимодействует с цветом кожи лица, цветом волос, глаз. Чаще всего основной цвет подбирается контрастным к цвету волос. Так, рыжеволосым рекомендуют зеленые, светловолосым - голубые и синие цвета, если у женщины голубые глаза и теплый оттенок кожи лица. Черноволосой женщине идут желтый и бордовые цвета. Женщинам с поблекшей кожей лица не рекомендуются сиреневые и лиловые цвета.
Пастельные цвета подходят всем, за редким исключением. Только салатный цвет надо подбирать осторожно, так как он плохо сочетается с другими цветами. К костюму такого цвета трудно подобрать дополнения, разве что нейтральных цветов.
Для вечернего туалета цвет ткани лучше подбирать при искусственном освещении, так как многие цвета под его действием теряют насыщенность, изменяются: красные, оранжевые и желтые светлеют; голубые, синие и фиолетовые - темнеют (голубые - зеленеют, темно-синие кажутся черными).
В моделировании одежды имеет большое значение подбор цвета ткани в соответствии с полнотой фигуры, ее внешним обликом, возрастом, назначением изделия, а также выбор модели и деталей с учетом взаимодействия цветов. В современной одежде цвет имеет едва ли не определяющее значение. Поэтому очень важно уметь правильно построить модель в цветовом отношении.
Приведенные здесь рекомендации не претендуют на полноту и категоричность, поскольку вопрос подбора цветов более всего относится к области вкуса, моды. Однако эти советы могут явиться исходным моментом, основой, на которой должны совершенствоваться вкус каждого, кто стремится овладеть мастерством создания красивой высокохудожественной одежды.