Бумагу в качестве материала для изготовления бинтов впервые использовали в немецкой армии в годы второй мировой войны. Однако бинты из нее не отвечали необходимым требованиям. Они имели низкую впитывающую способность (капиллярность не более 3 мм/ч), малую крепость в сухом виде и расползались при намокании.
Создание специальной крепированной бумаги, обладающей комплексом необходимых для перевязочных материалов свойств (высокой впитывающей способности, достаточной крепости в сухом и влажном состоянии, воздухо- и паропроницаемости, надежного сцепления между турами бинта и т. д.) явилось принципиально новой задачей.
Практическое использование бумаги в медицине стало возможным после разработки технологии введения в композицию бумажной массы различных проклеивающих веществ или специальной обработки с целью придания ей прочности во влажном состоянии, эластичности и других необходимых свойств. Известно, что для повышения связи волокон в бумажном листе используются различные проклеивающие вещества: крахмал, синтетические смолы - мочевино-формальдегидная, меламино-формальдегидная и др. Для придания бумаге эластичности и шероховатости, необходимой для сцепления туров бинта, ее пропускают через крепировальную установку.
В нашей стране была разработана влагопрочная крепированная бумага для изготовления перевязочных средств. Пригодность опытной бумаги к использованию определялась физико-гигиеническими и химическими исследованиями. Разработан проект предварительных медико-санитарных требований к бумаге, по которому капиллярность ее должна быть не менее 50 мм/ч, а прочность на разрыв - не менее 40 Н в сухом и 15 Н во влажном состоянии.
Физико-гигиенические исследования влагопрочной бумаги с поперечным крепом, в массу которого введено 7% меламиноформальдегидной смолы, показали, что ее капиллярность значительно выше соответствующей нормы для медицинской хлопчатобумажной марли (ГОСТ 9412-60).
В процессе бинтования крепированная бумага растягивается не более чем на 3-4% от первоначальной длины, а ее разрыв наступает при удлинении бинта в сухом состоянии не менее чем на 43,5-71% и во влажном - на 23-31%. Клинические испытания показали, что бумажные бинты обладают достаточной для перевязочных средств воздухо- и паропроницаемостью, прочностью в сухом и мокром состояниях, не затрудняют смену повязок, пригодны для оказания первой помощи, а также закрепления транспортных шин.
Недостатками бумажных бинтов являются их жесткость и ненадежное сцепление между турами, приводящее иногда к сползанию повязки. Для предотвращения этого бумагу подвергают вторичному крепированию путем нанесения поверх поперечного крепа продольных полос глубиной и шириной до 1 мм.