Подошва, как сказано ранее, работает при носке обуви на растяжение систем низа обуви. Многократный изгиб подошвенной резины при большом числе изгибов ведет к снижению ее предела прочности, увеличению удлинений по кривой растяжения при напряжениях ниже предела прочности и уменьшению растяжимости при разрыве, т. е. происходит утомление резины с изменением ее свойств (табл. 4).
Таблица 4
Влияние многократного изгиба на механические свойства резины (по данным А. Д. Зайончковского)
Количество изгибов | Предел прочности при растяжении, кгс/смг | Удлинение при разрыве, % |
100 | 37 | 118 |
1 000 | 38 | 122 |
10 000 | 38 | 118 |
100 000 | 31 | 99 |
Существует стандартный способ испытания резины на многократный изгиб (ГОСТ 422-41). Результаты испытания оцениваются количеством изгибов до излома образцов на стороне растяжения. Для разных видов резины устанавливается норма количества изгибов, при которых они не должны ломаться - обычно не менее 15 тыс. изгибов в зависимости от вида подошвы (толщины материала и его твердости).
Однако следует учесть, что нормы, установленные по этому показателю в ГОСТ и ТУ, являются действительно минимальными, т. е. если готовая продукция этим нормам не удовлетворяет, то обувь заведомо обречена на переломы при эксплуатации. Практически выпускаемая в настоящее время подошвенная резина выдерживает до излома десятки и даже более сотни тысяч изгибов. Поэтому норма для показателей сопротивления многократному изгибу, которая полностью гарантировала бы качество продукции в носке обуви потребовала бы многочасового испытания, что затруднительно в условиях производства. Кроме того, на этом приборе можно испытывать только плоские полоски, а такую форму имеет в формованных (и особенно в профилированных) подошвах только геленочная часть, откуда вырубаются образцы для испытания.
Поэтому для более полной характеристики резины целесообразно использовать также метод многократного растяжения на машине типа Де-Маттиа.
При этом многократное растяжение можно производить сразу всей рифленой подметочной частью подошвы, т. е. в условиях, в большей степени приближающихся к условиям носки. Результаты испытания, полученные по этому методу, лучше увязываются с данными опытной носки.