В этом разделе изложены подготовительный процесс (подготовка ткани, применяемые инструменты и т. д.), дано подробное описание процесса изготовления искусственных цветов из ткани - декоративных и отделочных, а также фруктов и ягод.
Подготовительные операции и инструменты для изготовления цветов из ткани
Ткань и ее подготовка
Искусственные цветы можно делать из тканей хлопчатобумажных - мадаполам, миткаль, шифон, маль-маль, батист, майя, перкаль и т. д.; шелковых - туаль, крепдешин, поплин, шифон и бархат, а также из некоторых синтетических, которые крахмалят, так же как и шелк, желатином. Но работать с ними нужно очень тщательно и аккуратно, так как при сильном нагреве инструмента ткань плавится, а при слабом форма лепестков получается нечеткой, расплывчатой.
Для изготовления цветов можно использовать не только новую, но и старую ткань. Старую белую ткань следует тщательно выстирать, чтобы на ней не оставалось следов синьки.
Старая ткань не должна быть ветхой, иначе при обработке горячим инструментом она будет рваться. Для изготовления роз можно использовать шелковый трикотаж белого и розового цвета, а для изготовления жасмина - поплин, туаль или крепдешин белого цвета.
Любую ткань (обязательно сухую) необходимо предварительно обработать: хлопчатобумажную - желатином или крахмалом из картофельной муки, шелковую и трикотажную - желатином, бархат - картофельным крахмалом или желатином.
Приготовляя картофельный крахмал, две столовых ложки картофельной муки заливают 1/2 стакана холодной воды и, помешивая раствор, вливают 1/2 литра крутого кипятка.
Хлопчатобумажную ткань разрезают на куски длиной по 0,5 м, кладут на стол, покрытый клеенкой, прикалывают кнопками и наносят горячий крахмал, тщательно втирая его ладонями рук, чтобы не было комков. Хлопчатобумажную ткань крахмалят с обеих сторон. Крахмалить можно сразу несколько кусков ткани, накладывая их один на другой.
Накрахмаленную ткань снимают со стола, не отжимая, вешают на веревку, укрепляют за самый край зажимами для белья и тщательно расправляют.
Просушенную ткань проглаживают горячим утюгом.
Можно сушить накрахмаленную ткань на пяльцах - рамке с острыми гвоздями. Ткань, высушенную на пяльцах, не гладят.
Приготовляя желатиновый крахмал, одну столовую ложку желатина заливают стаканом холодной воды, размешивают и оставляют на час. Набухший желатин ставят на небольшой огонь и подогревают до полного его растворения. Шелковую ткань опускают в горячий раствор желатина, слегка отжимают и сушат на веревке, после чего гладят горячим утюгом.
Бархат крахмалят с одной стороны, положив его на махровое полотенце ворсом вниз. Картофельный крахмал наносят теплым, а желатиновый - холодным, когда он начинает слегка желироваться. Крахмал наносят легко (чтобы не смочить ворса), сглаживая ладонями.
Сушить бархат оставляют на полотенце и после сушки не гладят.
Хорошо обработанная крахмалом или желатином ткань должна шуршать, как пергаментная бумага.
В противном случае обработку рекомендуется повторить.
Слабо накрахмаленную или перекрахмаленную ткань рекомендуется выстирать и обработать вновь.
Желатин с шелковой ткани и бархата удаляют очень горячей водой.
В любое время года обработанную ткань сушат только в помещении.
Подсобные материалы
К подсобным материалам относятся следующие.
Клей для склеивания деталей цветка применяют быстровысыхающий, который не оставляет грязных следов и не обесцвечивает лепестки и листья. Рекомендуется применять мучной клей, желатиновый, творожный и др.
Приготовляя мучной клей, две столовые ложки муки заливают 1/2 стакана холодной воды, тщательно размешивают (чтобы не было комков), ставят на огонь и, помешивая, варят до прозрачности. Хранить клей нужно в закрытой посуде в холодном месте. Разжиженный или заплесневевший клей использовать не рекомендуется.
Для приготовления творожного клея 100 г обезжиренного творога заливают тремя столовыми ложками нашатырного спирта и размешивают полученную массу; через 2-3 ч клей готов к употреблению, Его следует хранить в холодном месте, а при загустении разбавлять нашатырным спиртом.
Чтобы приготовить желатиновый клей, одну чайную ложку желатина заливают 1/2 стакана холодной воды и оставляют набухать. Затем добавляют две столовые ложки муки, одну чайную ложку сахара, массу размешивают, ставят на огонь и доводят до кипения. Во время работы посуду с желатиновым клеем держат в теплой воде.
При изготовлении фруктов и ягод можно пользоваться готовым клеем ПВА. Так как этот клей быстро затягивается пленкой, его при работе следует использовать маленькими порциями. Проволочки, приклеенные на листья клеем ПВА, можно не заклеивать полоской ткани.
Проволока для изготовления стеблей и тычинок нужна медная или алюминиевая (стальная не годится) тонкая, средняя и толстая. Проволоку, покрытую сверху лаком, следует предварительно обжечь, а затем тряпкой тщательно стереть окалину. Проволоку следует заготавливать заранее.
Бумага креповая или папиросная применяется для обвивки стеблей и тычинок. Чаще всего нужна зеленая или коричневая бумага, но необходимо иметь также белую, желтую, лиловую и розовую.
Бумагу нарезают полосами шириной 4-6 мм в зависимости от толщины стебля.
Если бумаги нужного цвета нет, можно окрасить белую бумагу (с двух сторон).
Вату для сердцевин и шишечек окрашивают в нужный цвет, опуская ее в блюдце с разведенной краской. Когда вата намокнет, ее слегка отжимают и кладут на бумагу для просушки.
Нитки белые и цветные катушечные № 10 употребляют для изготовления тычинок. В некоторых случаях следует брать мулине, шерсть, ирис, штопку и др. Стебли отделочных цветов обвивают любыми шелковыми или капроновыми нитками.
Манная крупа белая или окрашенная употребляется для головок к тычинкам. Чтобы окрасить манную крупу, ее насыпают на газету, добавляют немного краски (примерно на одну столовую ложку крупы берут краски на кончик чайной ложки), вливают спирт или одеколон и растирают до тех пор, пока вся крупа не окрасится в нужный цвет.
Для головок тычинок используют также пат, который приготовляют из одной чайной ложки муки, одной чанной ложки воды, подкрашенной в нужный цвет, и небольшого количества фотоклея или ПВА.
Для головок тычинок используют также воск, смесь вара с канифолью (в равных пропорциях), предварительно растопленную, бронзовый порошок, гуашь, мелкий искусственный жемчуг, бисер, мелкие блестящие камни и т. д.
Инструменты и их применение
Для изготовления цветов необходимы следующие инструменты:
ножницы обыкновенные острые для вырезания из ткани лепестков и листьев
шило для прокалывания отверстий
пинцет медицинский (анатомический) для обработки (завивания) лепестков, его применяют также при крашения деталей цветка;
плоскогубцы для работы с проволокой;
бульки для выдавливания круглых лепестков. Булька представляет собой металлический стержень, на одном конце которого насажен металлический шарик, на другом - деревянная ручка. Необходимы бульки со следующими диаметрами шарика: 5, 10, 15, 20, 25, 30, 40 мм. Хорошо иметь также бульки с шариками диаметром 6, 8, 12 и 18 мм;
крючок для завивания лепестков;
ножи - одинарный, двойной и тройной - для обработки лепестков и листьев. Одинарный нож представляет собой изогнутое тупое лезвие; двойной нож - изогнутый стержень с двумя бороздками; тройной нож - изогнутый стержень с тремя бороздками. Ножи должны быть насажены на деревянные ручки;
лапка для обработки лепестков и листьев - изогнутый стержень с закругленными боками изгиба;
утюжок - стержень с прямоугольной пластиной, в которой просверлены отверстия диаметром 1; 1,5; 2; 2,5; 3 мм; имеется ручной утюжок с деревянной ручкой и утюжок-станочек, который привинчивают к столу; применяют утюжки при изготовлении мягких стеблей отделочных цветов и трубочек для сирени, хмелька и флокса;
резиновые подушки - мягкая, полутвердая и твердая - для обработки лепестков и листьев (при отсутствии мягкой резины подушку можно сделать из мелкопористой губки или мелкого песка); подушки следует обшить тканью, так как при работе горячими инструментами резина нагревается и пачкает детали цветка;
кисти мягкие для акварели применяются при окрашивании лепестков; для каждой краски нужно иметь отдельную кисть;
вырубка и молоток для выбивания мелких венчиков цветов. Вырубку делают из стали. Верхняя часть вырубки (полая) представляет собой контур лепестка или венчика с остро заточенными краями. Полая часть вырубки имеет косое отверстие для выталкивания вырубленных заготовок;
ножницы или кусачки для нарезания проволоки.